МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
«МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»
15 апреля 2005 года, Брестская крепость

 

ВЛАДИМИР ЛОБАЧ

РУССКАЯ СЛАВА

Поистине пророческим было предвидение Николая Рериха о тех грозных событиях, которые надвигались на человечество перед сороковыми годами ХХ столетия. Именно поэтому все свои силы он посвятил битве за мир, именно битве. Его предложения по Пакту охраны культурных ценностей, который должно было принять все человечество, создание десятков общественных организаций, поставивших во главу своей деятельности культурные задачи и защиту сокровищ человеческого гения, контакты с видными государственными деятелями (Ф.Рузвельт, Чичерин и Луначарский, король Югославии Александр), учеными и творческой элитой многих стран мира (А.Эйнштейн, Р.Тагор, М.Горький), десятками художников, писателей, поэтов — все говорит о том, что своей деятельностью он стремился предотвратить или по крайней мере уменьшить тот разрушительный удар, который надвигался на человечество.

И не только Рерих, но и многие ученые, философы и культурные деятели видели надвигающуюся на человечество угрозу и всей мощью своего авторитета, всей силой духовного порыва противостояли грядущей войне.

Войны — это страшнейшие чудовища всех цивилизаций, пожирающих самих себя. Так и вторая мировая война стала следствием массовых психических болезней, поразивших сознание многих народов. 15 ноября 1944 года Рерих пишет: «Об уродствах “цивилизации” много раз приходилось писать. Да и о массовых эпидемиях безумия. Вот немцы со своим “гениальнейшим всех веков и народов” Гитлером — разве не умопомешательство? Все эти чудовищные суперлативы и неслыханные эпитеты — разве не массовое безумие? В истории бывали такие эпидемии. Хочется еще раз написать о губительных массовых психозах. Культура трещит»[1].

В самые трудные годы Елена Ивановна писала о грядущей победе Света, указывая на культуру как на единственный путь к прочному миру: «Будем надеяться, что эта война научит навсегда людей, что единственная война, которая может быть оправдана, есть война против невежества. Всякая другая — есть выражение варварства, именно самого дикого невежества. Итак, пусть лозунгом будущей войны будет “Борьба с невежеством”, и на знамени будет стоять “Мир через Культуру”. Сейчас, в самую, может быть, трудную фазу общемирового положения, мы верим в сужденную победу, не только верим, но знаем о ней»[2].

Пакт Рериха и Знамя Мира являются как бы пробным камнем для сознания, определяющим уровень эволюционного развития человека. Еще накануне Отечественной войны Николай Константинович писал: «Договор об охране ценностей человечества выявил три группы людей. Одни в бессердечии просто отмахнулись! Другие пустились в нелепые рассуждения, может ли Знамя охранять ценности и не нужно ли накрасить знак и на крышах? Точно бы эти люди не знали, что и знак Красного Креста сам по себе не может защитить, но является напоминанием и взывает к совести человеческой. Третьи вполне поняли смысл договора и осознали, что Знамя есть знак, есть символ общечеловеческих сокровищ. Знак объединяет и ведет к следующим мерам. Соглашения эти так же возможны, как международный почтовый союз, пути сообщения, Красный Крест и прочие человеческие договоры, многолетне уже испытанные»[3].

Истинным героизмом называет Рерих культурную и просветительскую работу. Особенно обостряется битва за культуру в годы мировых потрясений. Ибо именно культура может изменить ход истории, и пустыни цивилизации процветут духовными достижениями и мирным трудом. «Знаем, как трудно Вам пробиваться сквозь лед невежества. Отрицание, самое гнусное отрицание царит на всех концах Земли. Но тем священнее труд тех, кто защищает Культуру, кто несет высоко свободное знание. Осознание такого почетного труда удесятеряет силы, превращает каждодневную работу в победоносный подвиг. Герой должен быть культурным деятелем. Герой после битвы будет истинным просветителем молодых поколений. Сознательный герой растет в грозе Армагеддона. Герои — в сражении, герои — целители и просветители. Пусть все герои — подвижники соберутся в дружину непобедимую и радостную. Высшая радость познания превратит и горе в светлое достижение. Да будет!»[4].

Рерих верил в прекрасное будущее человечества. Верил в победу мира над войнами, верил в героизм русского народа, который должен был одолеть и одолел врага.

С верой в эту победу, со знанием о непобедимости духа человеческого, под Знаменем Мира построит человек истинно светлое будущее.


 

[1] Н.К.Рерих. Письма в Америку. — М.: Сфера, 1998. — С.502–3.
[2] Н.К.Рерих. Письма в Америку. — М.: Сфера, 1998. — С.353.
[3] Николай Рерих. Листы Дневника. Т.2. — М., 1995. — С.366.
[4] Н.К.Рерих. Письма в Америку. — М.: Сфера, 1998. — С.467.

 

НАЗАД  НА СТРАНИЦУ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА"