Виктор Акуленко
ПАКТ РЕРИХА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Виктор Иванович Акуленко — доктор юридических наук, Институт государства и права
имени В.М.Корецкого НАН Украины, Киев.
Пакт Рериха явился отправной точкой процесса становления международного права как комплекса взаимосвязанных международно-правовых отношений, регулирующих сферу деятельности субъектов международного права по выявлению, охране, использованию культурных ценностей, их восстановлению, защите в период вооруженных конфликтов, ввозу, вывозу, реституции незаконно перемещенных культурных ценностей. Николая Константиновича Рериха можно считать основателем новой отрасли международного права.
Сегодня международное право охраны культурных ценностей характеризуется наличием всех необходимых признаков отрасли международного права и закреплено солидным массивом специальных международных документов. Процесс совершенствования идет в направлении расширения и углубления составляющих этой отрасли права, постоянного обогащения арсенала способов регулирования соответствующих международных отношений. Вместе с тем, практика их применения свидетельствует о том, что достаточно эффективный механизм защиты культурного наследия от разрушения все еще не создан. Подтверждением сказанному являются многочисленные факты утраты величайших памятников культуры только в течение последней, относительно мирной четверти двадцатого столетия и начала нового тысячелетия.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), согласно своему уставу, прилагает значительные усилия для защиты, сохранения и умножения культурного наследия человечества. В марте 1999 года по инициативе и при непосредственном участии ЮНЕСКО был принят Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Однако и этот документ, по нашему мнению, не разрешает проблемы создания и введения в действие эффективного механизма защиты культурного наследия.
Именно поэтому следует инициировать созыв международной конференции по обсуждению вопросов подписания новой, соответствующей современным условиям конвенции по охране культурного наследия. Новый международный договор должен вобрать в себя все лучшее, что создано в области международного и национального права охраны культурных ценностей, отражать современные реалии, быть действенным и эффективным. За принятым документом необходимо законодательно закрепить имя Николая Константиновича Рериха, что станет актом исторической справедливости по отношению к инициатору создания первого международного договора в этой области и, вне всякого сомнения, послужит делу внедрения в сознание общественности высокогуманных идей Пакта Рериха.
Необходимо вернуться к истокам зарождения Пакта, ведь Пакт Рериха — это не просто памятник историко-правовой мысли, положенный в основу Гаагской конвенции 1954 года, это документ, значение и актуальность которого только возрастают с течением времени. Необходимо вновь поднять вопрос о закрепленном Пактом охранном знаке — Знамени Мира (Красном Кресте Культуры), предложенном Николаем Константиновичем для обозначения подлежащих защите памятников. Сделать это следует не только в силу древности происхождения предложенного Н.К.Рерихом знака, понимания его глубокого символизма, но и потому, что культура — это и приверженность традициям, их сохранение и приумножение. В случае, когда норма права трансформируется, постепенно закрепляется как международно-правовой обычай, она сама становится органической частью мировой культуры. Можно сказать, что здесь имеет место именно такой случай.
Аргументы, которые приводились в 1954 году в пользу замены Красного Креста Культуры на знак, закрепленный Гаагской конвенцией, в современных условиях представляются малозначимыми, а сам знак не может быть альтернативой Знамени Мира, поскольку лишен какого-либо исторического содержания. Время, прошедшее после принятия Гаагской конвенции 1954 года, подтвердило справедливость этих соображений: сине-белый щит в качестве охранного знака не прижился и в практических целях не используется.
Все мы являемся свидетелями того, что чудовищные разрушения культурных ценностей происходят не только в огне военных пожарищ, в ходе локальных вооруженных конфликтов, но и в мирное время вследствие невежества, равнодушия людей, непонимания ими значения культурного наследия, созданного человечеством в разные периоды истории.
Казалось бы, времена варварства миновали безвозвратно, однако современные вандалы продолжают уничтожать памятники культуры только потому, что они созданы людьми другой веры, другой национальности, имеющими другие политические ориентации. Многое из культурного наследия уже утрачено безвозвратно из-за непонимания того, что культура каждого народа является неотъемлемой частью мировой.
Полноценная духовная жизнь народа невозможна без взаимодействия с мировым культурным потенциалом, в отрыве от культурного наследия. Разрушение культурных ценностей — это не просто обеднение народа, это утрата исторической памяти, традиций, разрушение единственного надежного моста в достойное будущее народа.
Преодолеть негативные явления в сфере охраны и использования культурных ценностей можно только объединенными усилиями, солидарными действиями государственных и общественных организаций, юристов и работников культуры, педагогов и журналистов, ученых и политиков — всех тех, кто ответствен за формирование общественного сознания в духе уважения к культурному наследию человечества.
Несомненно, в основу обучения и воспитания, просвещения людей должны быть положены этические, научные и профессиональные принципы, закрепленные в международных документах по охране культурных ценностей, и в том числе идеи Пакта Рериха.
Наш опыт работы в составе группы ученых Института государства и права Национальной академии наук Украины по изданию сборника международных документов в области правовой охраны культурных ценностей на украинском языке позволяет, с учетом обозначенной перспективы разработки и принятия новой конвенции, начать работу по составлению полного сборника документов для его издания на русском и английском языках.
Следует также отметить, что крайне актуальными ныне остаются и вопросы реституции культурных ценностей, проблемы пресечения незаконной торговли предметами искусства и археологическими ценностями.
Охрана культурного наследия человечества — общемировая проблема, затрагивающая интересы каждого жителя земли. Поэтому считаю крайне важным развернуть дискуссию в печати по затронутым вопросам, чтобы привлечь к ним общественное внимание и наметить пути их разрешения.