РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной конференции
«Единение Народов под Знаменем Мира»

 

15 апреля 2001 года, в шестьдесят шестую годовщину подписания Пакта Рериха, в день первой Пасхи нового тысячелетия — вселенского Праздника Воскресения, на Украине, в городе Львове состоялась Международная конференция «Единение Народов под Знаменем Мира», главной целью которой стало обсуждение практических мер по воплощению в жизнь гуманистических идей Пакта Рериха, рассмотрение вопросов разработки соответствующего современным условиям действенного правового механизма защиты культурного наследия человечества.

Организаторами конференции выступили: Музей Николая Рериха и Общество Агни-Йоги (Нью-Йорк, США), Латвийское общество Рериха, Международная организация «Звезды Гор», Тернопольское общество Живой Этики им. Рерихов (Украина), издательство «Лотаць» (Беларусь).

В работе конференции приняли участие общественные деятели, ученые, педагоги, музейные работники, издатели, представители средств массовой информации из Беларуси, Латвии, России и Украины.

Участников конференции приветствовали представители Рериховских организаций из России, США, ФРГ и других стран мира.

В представленных на конференции докладах и в выступлениях ее участников отмечалось, что сегодня человечество переживает решающий момент своей истории. Современное состояние планеты и человеческой цивилизации требует принятия неотложных мер для их спасения. Нужны безотлагательные действия для защиты от разрушения памятников культуры, объединение усилий всех народов во имя Великого Преображения духа человечества.

Острота и актуальность обсуждаемой проблемы подтверждается общим ухудшением жизни людей, нравственным разложением и деградацией человечества в целом, а главное — непониманием того непреложного факта, что без сохранения культурного наследия, защиты достижений Культуры мир неуклонно возвращается к временам варварства, ибо изобретает все более изощренные средства разрушения, усугубляя омертвение высших центров, которые одни дают человечеству высшую жизнь и бессмертие.

Несмотря на усилия, предпринимаемые международным сообществом, отдельными государствами и общественностью, сокровища культуры продолжают гибнуть не только во время вооруженных конфликтов, но и в мирное время, что свидетельствует о несовершенстве современных механизмов правовой защиты культурного наследия человечества.

В современном международном праве нормы охраны культурных ценностей закрепились благодаря многосторонним договорам Гаагских мирных конференций 1899 и, особенно, 1907 гг. В начале двадцатого века выдающийся русский художник, мыслитель и общественный деятель Николай Константинович Рерих выдвинул идею заключения международного соглашения об охране памятников культуры. По просьбе Н.К.Рериха ведущими специалистами международного права был подготовлен соответствующий проект универсального международного договора. Этот документ, концепция которого остается актуальной и поныне, наиболее полно отразил идею обязательной защиты всех памятников культуры (при условии, что они не используются в военных целях), независимо от места их расположения, государственной принадлежности, а также без учета так называемой «военной необходимости». В 1935 году идея Пакта Рериха была воплощена: двадцать одно государство Американского континента подписали Пакт Рериха — Международный договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников («Вашингтонский пакт» 1935 г.) и утвердили для обозначения памятников и учреждений использование отличительного знамени (красная окружность с тремя кружками в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору. Таким образом, Пакт Рериха заложил основы международно-правовой защиты культурного наследия человечества.

Важно отметить, что особое место в современной системе охраны культурных ценностей принадлежит Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Под эгидой ЮНЕСКО составлены и введены в действие такие универсальные документы, как Конвенция и Протокол «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятые в 1954 году, конвенции «О мерах, направленных на запрет и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970 г.), «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972 г.). В марте 1999 года принят Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 года явилась важным шагом в развитии международного права, но, несмотря на ее универсальный характер, на несомненную преемственность между Пактом Рериха и этой Конвенцией, не все идеи Н.К.Рериха нашли в ней надлежащее отражение, такие, например, как требование безусловной защиты культурного наследия. Для обозначения культурных памятников и учреждений, подлежащих международно-правовой защите, Н.К.Рерих предложил использовать отличительный флаг «Знамя Мира», который и был утвержден Вашингтонским пактом 1935 года. К сожалению, Гаагская конвенция 1954 года, в целом основанная на принципах защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Пакте Рериха от 15 апреля 1935 года, безосновательно заменила отличительный флаг Рериха другим знаком. Это - щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета. Откуда он возник и что обозначает, неизвестно, и, как видим, его применение малоэффективно и незначительно. Но значимость Знамени Мира столь велика, что именно оно должно использоваться в качестве охранного знака для памятников культуры. Этот символ встречается во всех мировых религиях, он близок каждому человеческому сердцу. Знак эмблемы культурного движения, предложенный Н.К.Рерихом, возник на основе древнейших священных изображений; знак Триединости помещен на груди Христа знаменитой картины Мемлинга в Королевском музее Антверпена, также находится на иконе св.Сергия, помещенный на епитрахили Преподобного. Этот же знак находится на иконе св.Николая Чудотворца в Бар-Граде; на головном уборе св.Михаила Архистратига в Испании и на изображении Богоматери в Страсбурге. Это трехперстный знак православного крестного знамения и католический знак Троицы; он на тамге Тамерлана и является знаком Трех Сокровищ Востока (Будда, Дхарма, сангха); это знак Трех Вершин; прошлое, будущее и настоящее; религия, искусство и наука; истина, красота и справедливость; мировое единение; истина, красота и добро. Это еще и символ последней решающей битвы Иерархии Света с легионами тьмы, — знак сужденной победы. Материальным символом Знамени Мира считается белый стяг с алым знаком из трех небольших кругов, заключенных в окружность. Участники конференции убеждены в том, что именно Знамя Мира, как Охранитель культурного наследия, должно реять над всем миром, над священными для человечества памятниками.

Мы считаем, что необходимо новое, соответствующее современным условиям прочтение положений Пакта Рериха и применение их мировым сообществом. Нужен более совершенный правовой механизм, предусматривающий действенную международную систему контроля за соблюдением законодательства в сфере культуры и охраны культурных ценностей, содержащий конкретные положения об ответственности, как моральной, так и материальной, за нанесенный ущерб, и предусматривающий восстановление памятников культуры силами виновников разрушений. И именно Россия должна стать инициатором движения Единения Народов под Знаменем Мира, в этом состоит ее великая миссия, поскольку Россия всегда защищала и восстанавливала сокровища духа, помогая различным странам и народам.

Очень важным считают участники конференции воспитание молодежи на духовном наследии всего человечества, на идеях Учения Живой Этики и Пакта Мира, на философских трудах семьи Рерих.

В ряду обсуждаемых проблем были также вопросы ответственного отношения к издательской деятельности.

На основе результатов обсуждения докладов, поступивших в адрес конференции документов, а также с учетом предложений, высказанных участниками обсуждения, конференция постановляет:

 

 

1. Обратиться в ЮНЕСКО с предложениями:

  • создать специальную Комиссию по разработке нового действенного правового механизма защиты культурного наследия человечества;
  • созвать международную конференцию с целью обсуждения разработанных Комиссией документов;
  • заключить новое международное соглашение об охране культурных ценностей, присвоив ему имя Н.К.Рериха, великого художника и мыслителя, положившего начало новой отрасли международного права по охране культурного наследия человечества; официально закрепить использование Знамени Мира в качестве единого охранного знака для памятников культуры;
  • создать действующий на постоянной основе Международный комитет для контроля за соблюдением условий сторонами, подписавшими договор, а также для широкого информирования общественности о его выполнении.

 

2. Обратиться с ходатайством к Президенту России о создании в Санкт-Петербурге Музея Знамени Мира на базе экспозиции картин Н.К.Рериха, а также об основании при российских посольствах и консульствах небольших музеев мира, которые знакомили бы с русским искусством и историей России, с ее героями и миротворцами. Такое начинание могло бы послужить примером другим странам и способствовать укреплению дружбы и единения между народами.

 

3. Обратиться с ходатайством к Президенту Латвии о создании в Риге государственного музея Рихарда Рудзитиса, выдающегося латышского философа и поэта, председателя Латвийского общества Рериха.

 

4. Просить Совет директоров Музея Николая Рериха в Нью-Йорке о содействии в создании Союза славянских и американских женщин по распространению идей Пакта Рериха и Знамени Мира во имя сохранения равновесия и жизни на планете.

 

5. Для подготовки к изданию на русском и английском языках сборника международных документов по охране памятников культуры создать из числа участников конференции рабочую группу под руководством доктора юридических наук, проф. Виктора Акуленко.

 

6. Создать комитет, координирующий движение «Единение Народов под Знаменем Мира».

 

7. Рекомендовать всем, кому общество доверило воспитание подрастающего поколения, широко использовать в своей деятельности идеи Учения Живой Этики.

 

8. Обратиться в Государственную Думу России с просьбой создать специальную комиссию Государственной Думы Российской Федерации по разрешению вопросов о художественном наследии семьи Рерих. Необходимо проверить наличие картин, их сохранность, а также обеспечить постоянную автономную экспозицию, гарантированную государством дарителям.

 

9. Оргкомитету конференции обеспечить публикацию материалов конференции и ознакомление с ними широкой общественности.

 

НАЗАД  НА СТРАНИЦУ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА"