МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ЗНАМЯ МИРА. АКТУАЛЬНОСТЬ ПАКТА РЕРИХА
ДЛЯ ОХРАНЫ СОКРОВИЩ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ХХI ВЕКЕ»
20 августа 2003 года, Карпатороссия

 

Предлагаем вниманию читателей подготовленный членами комитета Единение Народов под Знаменем Мира при организации «Звезды Гор» и утвержденный конференцией документ «Пакт Рериха и Знамя Мира. Исторический обзор», в котором обоснована  необходимость разработки нового проекта Пакта Рериха.

 

ПАКТ РЕРИХА И ЗНАМЯ МИРА

Исторический обзор

 

Пакт Рериха — Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников является первым международным соглашением об охране культурных ценностей как в военное, так и в мирное время. Еще в 1904 году великий русский художник, всемирно известный ученый, академик Н.К.Рерих ставит вопрос о защите культурно-исторических памятников на заседании Русского архитектурного общества, и в 1915 году возвращается к этой проблеме в докладе, подготовленном для императора Николая II и великого князя Николая Николаевича. И хотя доклад был воспринят с большим интересом, известные исторические события помешали реализации идей охраны культуры российским правительством.

Вновь к этой проблеме Н.К.Рерих возвращается в 1929 году, после завершения Центральноазиатской экспедиции. По его поручению юристы-международники доктор Г.Шклявер и проф. Ж. Ла Прадель разработали проект Пакта в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию… наций». Н.К.Рерих считал, что культура — это основа, которая может объединить человечество, воспитать его, оказать влияние на весь ход мировой истории.

Проект Пакта был опубликован в американской и европейской прессе и сразу же привлек к себе большое внимание как выдающихся деятелей науки и искусства, глав государств, так и мировой общественности. В поддержку Пакта выступили А.Эйнштейн, Т.Манн, Р.Тагор, Г.Уэллс, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, президент Чехословакии Т.Масарик, президент Латвии А.Квиесис, а также военные деятели. Выдающийся бельгийский поэт и драматург Морис Метерлинк призвал всех, кому не безразлично будущее человечества: «Соберем вокруг этого благородного движения все наши моральные силы».

Для распространения идей Пакта было создано пять Комитетов — во Франции и Бельгии (1930), Индии и два в США (1929). В 1930 году проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций. Председатель Международного трибунала справедливости в Гааге Камилл Тюльпинк в 1931 году создает Международный союз Пакта Рериха в Бельгии с центром в Брюгге — городе, богатом историческими памятниками.

В 1931 и 1932 гг. (Брюгге) и 1933 г. (Вашингтон) состоялись конференции Пакта Рериха и Знамени Мира. Вашингтонская конференция, в которой приняли участие дипломатические представители 36 государств, рекомендовала правительствам своих стран подписать Пакт Рериха. 16 декабря 1933 года на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео была принята резолюция, рекомендовавшая правительствам американских государств подписать Пакт. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом доме состоялось подписание Пакта Рериха США и двадцатью государствами Центральной и Южной Америки. На торжественной церемонии президент США Ф.Д.Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания всем странам мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа». После Второй мировой войны и обретения независимости, в 1948 году Пакт Рериха подписала Индия, по инициативе президента страны Джавахарлала Неру, лично знавшего Н.К.Рериха.

В 1950 году, с целью дальнейшего продвижения Пакта Рериха, Нью-Йоркский комитет Пакта направил генеральному директору ЮНЕСКО Торрезу Боде копию договора со всей документацией относительно истории движения, начиная с 1930 года.

14 мая 1954 года на конференции, созванной ЮНЕСКО, была принята Гаагская конвенция и Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, частично вобравшая в себя положения Пакта Рериха, а 26 марта 1999 года — Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года, с целью повысить ее эффективность.

Такова краткая хроника Пакта Рериха.

Попытаемся теперь ответить на два вопроса:

Почему Пакт Рериха не был принят Европой в 30-х годах прошлого века?
Почему нужно вернуться к идеям Н.К.Рериха?

Европейские государства не подписали Пакт по двум причинам — из-за обстоятельств международного характера и предательства американских сотрудников Н.К.Рериха.

В Германии в 1933 году к власти пришла национал-социалистическая партия, в Испании, Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии был установлен фашистский режим. Готовясь к новому переделу мира, к большой войне, Германия и Англия откровенно не желали принятия Пакта Мира и оказывали давление на небольшие государства, в частности, на страны Балтии. Фактически, в то время вынашивались планы уничтожения Культуры, да в и СССР под видом борьбы с «пережитками прошлого» взрывались выдающиеся памятники архитектуры — старинные церкви, монастыри, за границу продавались коллекции лучших музеев.

Также, к сожалению, приходится отметить, что председатель Международного комитета Пакта, директор Музея Рериха в Нью-Йорке Луис Хорш и вице-президент США Генри Уоллес, назначенный президентом Ф.Рузвельтом протектором Пакта, не поняли великих идей Н.К.Рериха и предали его. По этой же причине в документ, подписанный в Вашингтоне, вошли не все идеи Н.К.Рериха, исчезла статья, регулирующая механизм действия Пакта, и, таким образом, Пакт был деформирован.

Вернуться же к идеям Н.К.Рериха необходимо в первую очередь потому, что Гаагская конвенция 1954 года никоим образом не может заменить Пакт Рериха. Во-первых, в ней идет речь о защите лишь тех культурных ценностей, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, тогда как Пакт Рериха охраняет любое культурное или образовательное учреждение, будь то школа или сельская библиотека. Во-вторых, в Конвенцию не вошла ключевая идея Пакта — о безусловной защите культурного достояния человечества. Согласно Второму протоколу к Конвенции, приказ об атаке культурного объекта в случае так называемой военной необходимости может быть отдан командиром батальона, в то время как Пакт не допускает этого даже по приказу главнокомандующего.

Также Гаагская конвенция заменила Знамя Мира (три пурпурных круга в кольце на белом фоне), предложенное Н.К.Рерихом для обозначения охраняемых объектов, на предложенный польской делегацией сине-белый щит. Но культура сильна преемственностью, традицией, и большая ошибка — заменять всемирно известный символ Знамени на щит неизвестного происхождения. В статье «Знамя Мира» Н.К.Рерих писал:

«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих».

Масштабные разрушения культурных памятников в Югославии, Афганистане, Ираке свидетельствуют о том, что мировое сообщество ныне не может защитить культуру. Система международного права в этой сфере оказалась неэффективной, на данное время нет международного договора, который бы не допустил причинения ущерба сокровищам мировой культуры. В то же время все больше людей — мастеров культуры, государственных деятелей и выдающихся ученых понимают, что сохранение культурного наследия человечества является краеугольным камнем цивилизации. Свидетельство тому — Декларация прав Культуры академика Лихачева, Санкт-Петербургский призыв сорока глав государств, обращение министра культуры России М.Швыдкого в ЮНЕСКО с предложением создать Наблюдательный совет, который «мог бы следить за состоянием исторических и культурных памятников с целью не допустить их разрушения в условиях вооруженных конфликтов и войн».

 

Комитет Единения Народов под Знаменем Мира, на основе сопоставления и тщательного анализа текста проекта Пакта Рериха и Договора, подписанного в Вашингтоне 15 апреля 1935 года, составил новый проект Пакта, в который были внесены следующие дополнения и изменения:

Название договора изменено на «Пакт Рериха. Международный договор о защите культуры»;
Полностью изменен текст Преамбулы;
Для воплощения идей Пакта в практику международных отношений предусмотрено создание Международного комитета Пакта Рериха и Знамени Мира;
Депозитарием документов по присоединению, ратификации или денонсации Пакта предложено установить Международный комитет Пакта Рериха и Знамени Мира;
Во всех странах, присоединившихся к Пакту, предлагается создать национальные комитеты (министерства) Пакта Рериха и Знамени Мира. Состав и функции Международного и национальных комитетов будут регулироваться специальным соглашением;
В статье III слова «отличительное знамя» заменены на «Знамя Мира»;
В текст документа внесены дополнительные статьи: статья V — статья III из проекта Пакта Рериха, с изменениями, предусматривающая контроль за соблюдением положений Пакта странами-участницами, а также статья IX.

 

За Пактом Рериха стоит имя его инициатора — великого художника и ученого, все его творчество, мысли и жизнь, посвященная служению человечеству.

Пакт Рериха не только не устарел, но обогнал время. Пришла пора полностью реализовать великий замысел Николая Рериха, поддержанный в тридцатые годы прошлого века всей культурной общественностью, и поднять над планетой великое Знамя Мира!

 

20 августа 2003 г.