МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ПРОВОЗВЕСТИЕ МЫСЛИ»
16 августа 2006 года, Карпатороссия

 

Мария Скачкова

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ПРОВОЗВЕСТИЕ МЫСЛИ

Будьте царями духа и раздвигайте пределы мышления вашего до размаха планетарного!

Елена Рерих

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. <…> Все чрез Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Наверное, нет в христианском мире человека, который бы не слышал, не знал этих слов Евангелия от Иоанна. Но многие ли задумывались об их истинном смысле и научном содержании?

Оригинал Евангелия написан на греческом языке, и на самом деле первая строка звучит так: в начале был Logos. «Logos» же в переводе с греческого означает не только «Слово», но и «Мысль». В трагедии «Фауст» Гете описывает, как доктор Фауст переводит Евангелие:

«В начале было Слово». С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
«В начале Мысль была». Вот перевод.
Он ближе этот стих передает [1].

Итак, всем нам известные евангельские строки можно прочесть и следующим образом: в начале была Мысль, и Мысль была Бог. Все произошло от Мысли. В Мысли были жизнь и свет.

Свет же, как мы знаем, есть энергия.

Вспомним знаменитую формулу Эйнштейна E = mc² и общепризнанную теорию «большого взрыва». Как мы видим, физики сформулировали положение Евангелия: наша Вселенная создана энергией, то есть мыслью, и мысль — энергия — есть и материя, согласно Эйнштейну.

Мир есть мысль — утверждает Живая Этика, Учение Владыки Майтрейи, данное в начале Новой Эпохи. Живую Этику можно назвать провозвестием мысли, ибо именно мысль является главным фактором грядущей эволюции: «Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового Мира»[2].

Мысль — это проявление всеначальной энергии. Мысль зачинает миры, мысль едина для всего Космоса. И эта же великая творящая энергия находится в распоряжении каждого человека. Поэтому Новый Мир, вручая людям такое мощное оружие, открывает перед ними величайшие возможности, но вместе с тем безмерно возрастает ответственность каждого человека как за свою судьбу, так и за будущее всей планеты. Впереди у него или беспредельная эволюция, путь к высшим мирам, или инволюция, мучительное падение в низшие сферы безжизненной материи. Все зависит от свободной воли человека, от того, как он, царь мысли, распорядится врученным ему божественным даром — всеначальной энергией.

«Мысль, истинно, беспредельна, ей открыты области Космоса. Нет ограничений там, где царствует дух. Разве не есть чудо мысль, всепроникающая и являющая красоту Космоса? Мысль, исходящая из недр Космоса, открывающая все источники, есть самое огненное из явлений пространства. Даже если мысль не находит своего приложения на Земле, она все-таки огненно насыщает пространство этими творческими рекордами. Мыслеформы напрягают каждое жизненное назначение как огненный импульс жизни. Источник творчества неиссякаем, когда жизнь наполнена мыслью. Потому мыслить — значит строить жизнь. Мыслить — значит утверждать формы жизни. Преддверие, явленное мыслью, всегда приведет к назначенной цели, ибо мысль царствует вечным Огнем. Недостаточно изучают мысль, которая ведет к мощи великого космического строительства» (Мир Огненный, ч.III, 150).

Живая Этика утверждает, что мысль человека есть лучшая энергия, которую он может направлять во Вселенную. Мысль всегда может устремляться ввысь и приобщаться к Великому Энергетическому аппарату. Сознательно направленная энергия служит связью с высшим миром. Учение советует человеку представлять себя частицей Вселенной, и таким образом присоединить свою энергию к мирозданию.

Е.И.Рерих писала, что для изучения воздействия энергии мысли может быть основана целая наука. Институт мысли и понимание мысли как вибрации, которая запечатляется в пространстве, изменят отношение к изучению мысли. Новая Эра не осуществится без создания Института по изучению скрытых сил и свойств человека, исследования взаимодействия и взаимозависимости микрокосма и Макрокосма. К сожалению, психология и в наши дни во многом осталась отвлеченной наукой, тогда как она должна быть наукой о мысли, в ее энергетическом аспекте, стать ближе к физике, химии и биологии. Ведь время не ждет.

«Определенные периоды планетного существования подвержены натиску стихий. Можно им противоставить лишь упорное устремление народов к обновлению жизни, и это насыщение мысли даст концентрацию Учения и, как разящий меч, разрубит клубы неосмысленного хаоса. Мысль противопоставляется стихиям, иначе равновесие настолько нарушается, что можно ожидать космических явлений» (Агни-Йога, 22).

Огонь у порога — предупреждает Живая Этика. От состояния сознания людей, представляющих собою шестой принцип планеты — Буддхи — зависит ныне не только существование Земли, но и равновесие солнечной системы. Поэтому так необходимо следовать указаниям, изложенным в Агни-Йоге — провозвестии Новой Эпохи, которое одно лишь может дать человеку беспредельные силы и возможность противостоять хаосу и обуздать энергии стихий, использовать их во благо, ради расцвета всех народов мира.

Итак, Эпоха Мысли вступила в свои права. Ее огненные импульсы уже насыщают планету. Воспитание культуры мысли и духа поднимет человечество на новый, высший виток эволюции. «…Необходимо воспитывать молодое поколение в устремлении ко всему наивысшему, к несению самоотверженных подвигов во имя истинного знания, следовательно, и Красоты»[3]. Необходимо без промедления закладывать в молодые души идеи сотрудничества и просвещения, учить детей воспринимать красоту, а главное, помочь им осознать и использовать новые созидательные энергии, посылаемые из Космоса человечеству. Очень важно прослаивать пространство мыслями о вселенском значении Знамени Мира, о величайшей роли Культуры и Красоты, утверждать и охранять эти светочи духа, ибо Культура есть путь в Новый Мир.

«…Красота не должна быть отвлеченностью. Те, кто рассматривают Красоту как отвлеченность и в трудные времена даже как нечто ненужное, уявляются самоубийцами и убийцами. Зерно Духа, зерно Жизни Бессмертной, питается лишь высшими проявлениями Жизни. Человек, не воспитывающий свое сознание на образах Красоты и потому не воспринимающий высших вибраций, излучаемых каждым прекрасным выражением жизни, становится живым мертвецом, мертвящим все, к чему он прикасается»[4].

Елена Ивановна также указывала, что новая эпоха тесно связана с возрождением женщины. Ведь все бедствия, посещающие нашу планету, болезни и падение нравственности обусловлены умалением женского начала. Женщина должна осознать свою великую миссию Матери Мира и принять ответственность за судьбы человечества. Поистине, она должна стать Ведущей во всех областях жизни, устремиться к знанию и красоте.

«Но, стремясь к просвещению, к знанию, женщина должна помнить, что все просветительные учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей культуры. Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание дает тот великий синтез, без которого невозможно постичь все величие, все многообразие и сложность узора жизни человека в ее космическом беспредельном совершенствовании. Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Приближением к этому Источнику, приобщением к этому Ведущему синтетическому Началу найдет человечество путь истинной эволюции.

Пусть именно женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым. Женщине дано являть мощь сокровенной жизненной энергии. Грядущая эпоха несет миру познание мощи этой великой всеначальной энергии, которая выявляет свои высшие качества в бессмертных творениях человеческого гения»[5].

Мысль — стрела духа, заостренная красотой, высоким искусством, — прокладывает человеку путь в высшие миры. Красота и культура формируют и возвышают человека. Произведения искусства являются тем источником, который питает психическую энергию, а следовательно — мысль, ибо, как сказано, мысль — это проявление психической энергии. Предметы искусства излучают мощные эманации, их благотворная энергия преображает дух и образует щит против тьмы, поэтому все прекрасные творения должны быть охранены.

«“Мыслитель завещал, чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму”.

Вероятно, потому столько замалчивания и противодействия оказывается Знамени Охраны Сокровищ Муз»[6].

Но уже духотворит Огонь, вибрации Космического Магнита устремлены на утверждение мировых задач. Знамя Мира огненно запечатлено на пространственных скрижалях и направляет эволюцию. Оно живет в сердцах миллионов последователей Учения Живой Этики, благословляет на подвиг воинов культуры, которые неустанно воплощают в жизнь великие идеи Пакта Рериха по охране культурного наследия.

Пора уже всем понять высокую воспитательную ценность Знамени Мира и Пакта Рериха. Пора уяснить, что «искусство есть самое утонченное приложение к эволюции», и главное — это красота мысли: «От малой видимости рождается великая невидимость. Люди не думают о прекрасном и потому окружаются безобразием. Прежде всего — мышление» (Надземное, 305; Мир Огненный, ч.III, 590).

Строительство Новой Эпохи зиждется на преображении сознания, которое, прежде всего, зависит от восприятия красоты, кристаллизованной в шедеврах мирового искусства. Таким образом, Пакт Рериха, провозгласивший безусловную защиту культурных ценностей, утверждает новую ступень эволюции — Эру Мысли.

Поэтому так важно воспитывать в человеке с самого раннего возраста культуру мысли. Искусство мышления должно быть среди дисциплин начальной школы.

«Так нужно с малых лет привыкать к мыслеэнергии. Но для этого школа должна сказать о субстанции духа» (Мир Огненный, ч.I, 401).

Дети должны знать, что мысль — это реальная сила, которая определяет судьбу, что мыслетворчество — главный фактор жизни. Нужно научить их мечтать о будущем, о подвиге, развить их воображение, объяснить, сколь велика ответственность за качество мыслей. Ведь мир создан мыслью, и человеку пора осознать и применить во благо эту великую энергию, использовать мощные силы, которые в нем сокрыты, для своего блага и блага всех людей.

Мы должны научиться сами и научить других посылать в пространство мысли добра. Пусть каждая рожденная сердцем и посланная в Космос мысль будет мыслью об Общем Благе. Так происходит смещение старых накоплений и рождение новых энергий. Это сложная и длительная задача, ведь все новое рождается в борьбе и подвиге.

«Так, каждая эволюционная мысль, дающая направление грядущей эпохи, встречалась и посейчас встречается страшным противоборством со стороны неподвижных и затемненных сознаний, отсюда все ужасы отвратительных эксцессов»[7].

Так цементирование пространства высокими мыслями есть неотложная задача. Дисциплина и воспитание мышления помогут преодолеть все преграды. Как известно, лживая, недостойная мысль засоряет пространство, препятствует токам высших сфер достигать Земли. Высокая мысль, напротив, черпает силы в чаше космических накоплений и приносит благие плоды как для всей планеты, так и для самого человека: «Мысль есть магнит, и каждая мысль мрака порождает наслоения тяжких флюидов… <…> Отгоняйте каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью блага. Спешите очистить дух широкими созидательными мыслями о чудесном будущем»[8].

В действительности, для человеческой мысли уже тесны границы Земли, ибо, как сказано, в Новой Эпохе мысль есть пространство.

В книге «Иерархия» читаем: «человечество есть связь между мирами». Нужно спешно осознать и применить эту истину в жизни. Разобщенный с Космосом дух готовится к смерти, ибо он ограничен тесной сферой Земли. Но все думающие о смерти умрут, ибо мысль обладает качеством магнита. Приняв в сознание Беспредельность, мысля о Бессмертии, дух направится к сферам космической неограниченности. Человек, осознавший себя как бессмертного духа, обитающего во всей Вселенной, построит мост к иным мирам. Поможет ему в этом уявление величия и нерушимости мысли.

«Мысль есть закон мира. Нужно понять этот закон во всей полноте. Мысль не есть только словесное выражение. Область мысли есть и область мыслительной энергии. Именно это обстоятельство упускается из виду, и мысли уделяют лишь малую распространенность. Такое ограничение мешает представить мысль за пределами планеты, иначе говоря, лишает ее величественного смысла. Мысль, так же как и мыслительная энергия, именно, получает должное значение, когда понимается за пределами Земли. Нельзя ограничивать мысль сферою земною, иначе волны радио смогут состязаться с величайшей энергией. Ущемление величайшей энергии служит умалению и человеческого мышления. Действительно, чем больше человек стеснит свои возможности, тем больше он отрежет себя от великого сотрудничества.

Мысль должна изучаться в лучших научных учреждениях. Мысль должна быть поставлена во главу физических условий жизни» (Братство, 341).

Елена Ивановна писала, что человек своей творческой мыслью может строить города, страны, и даже планеты. Все зависит от энергии его сердца, качества мышления и огненности устремления.

«Мысль не умирает в пространстве. Горизонтально и вертикально мысль проходит пространство. Нет предела распространения ее. Но ничто не может пребывать в одинаковом состоянии. Знаем о нерушимости мысли, но, значит, с нею происходит трансмутация и нужно знать, во что претворится мысль. Она вольется в чистый огонь. Получается прекрасный круг. Из огня возникает энергия — созидательная мысль, и через горнило земное опять приобщается к огню. Круг замыкается, и энергия обновленная восходит зарождением к новому труду. Круги завершенные можно наблюдать и во всем мироздании. Но эволюция мысли будет особенно величественна. Разве такое осознание ценности мысли не понуждает человека напрячь свою мысленную энергию? Пусть каждый поймет, какая мысль будет особенно творческой. Пусть в сердце человек взвесит, которая мысль ему пристойна. Так происходит отбор ценностей» (Братство, 378).

Новая наука о мысли покажет истинную сущность того или иного народа, поможет найти объяснение все еще загадочных феноменов телепатии, телекинеза, гипноза, левитации, экстериоризации чувствительности и т.д.

«Изучение мысли не может ограничиваться одним народом и одним слоем народа. Сравнение сознания различных племен даст неожиданные выводы. Можно заметить, насколько потенциал мысли не зависит от внешней цивилизации. Также можно убедиться, что богатство не будет спутником мысли. Самые, казалось бы, тяжкие условия способствуют углублению мысли. Ущерб средств благоприятствует утончению сознания.

История показывает, как слагались гнезда истинных мыслей, потому наука о мысли есть наука о Бытии. Нельзя усложнять изучение мысли никакими ограничениями. Кроме того, эта наука должна быть вечно живой, ибо мысль постоянно вибрирует и живет в пространстве. Так устремление к изучению мысли приведет к пониманию так называемых феноменов, которые есть не что иное, как неосознанная психическая энергия в различных ее проявлениях» (Аум, 287).

В Евангелии сказано: за каждое слово, дело и помысл человек даст ответ в день Суда. Живая Этика утверждает, что карма творится в первую очередь мыслями, и следовательно, именно в низком качестве мышления современного человечества следует искать причину бедствий, которые в наше время обрушились на землю.

Сильнейшие наводнения в Европе, торнадо в Америке, резкое увеличение площади пустынь в Африке, разрушительные землетрясения в Азии, эпидемии туберкулеза и гепатита, рост психических, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, против которых врачи бессильны, — подобных фактов тысячи. Мы видим, как страдает и природа, и люди. И причина всех этих бед — отупение, разложение сознания. За примерами ходить далеко не надо. В Англии — еще недавно пуританской стране — происходит церковный обряд венчания кроликов. Гости, пресса, фата у невесты, свадебный обед — и священник, произносящий слова благословения… Легализация проституции, однополых браков и наркотиков в «благополучной» Европе… Или такое: Евросоюз выделяет деньги на то, чтобы вырыть ров между двумя братскими странами — Россией и Украиной. И продажные чиновники, получив свои серебреники, спешат выполнить заказ…

Но возмездие близко. Струи грозной Благодати — Огня очищения уже проливаются на Землю, идет выявление ликов на всем пространстве планеты, вскрываются все язвы и пороки. Людям нужно спешно улучшить свое сознание, в этом — единое спасение. Но, вместо пути самоусовершенствования, современная наука предлагает человеку скрестить его с компьютером (это не шутка!). Что же касается культуры, то она прямо объявляется врагом прогресса. Автор концепции постиндустриального общества, американский социолог Даниэл Бэлл заявил, что искусство и культура препятствуют развитию технологической цивилизации: «Либо прогресс, либо культура»[9]. Складывается впечатление, что апологеты западной цивилизации хотят превратить весь мир в один гигантский Мак-Дональдс…

Но, конечно же, нам не грозит никакой симбиоз человека и машины. Более того, Живая Этика утверждает, что в новой эпохе техника будет подчинена духу, что в мозгу человека заключены мощнейшие аппараты, которые сделают ненужными любые механизмы. Мыслетворчество и психодуховные рычаги станут достоянием человечества, но чтобы быть достойным этих великих даров Эпохи Майтрейи, нужно не упустить ни дня ни часа и всем сердцем устремиться к самоусовершенствованию, к воспитанию своего мышления. Подобное притягивает подобное, потому высокая мысль даст нам высокие возможности, огненное творчество — беспредельную красоту:

«Мысль — другиня искателя. Мысль владеет всем. Мысль — в каждом движении мускулов. Мысль ведет и утверждает. Мысль находит пути к Заветам и Указам. Мысль, если не презираема, поучит, как отличить высшее от низшего. Мысль живет беспрестанно и беспредельно. Она утверждает движение и сознание ритма. Мысль не покидает ни днем, ни ночью. Мысль повышает сознание, когда процесс мышления становится любимым» (Аум, 140).

Если мы хотим продолжить эволюцию, необходимо внести Учение в каждую мысль, принять полную ответственность за все свои дела и помыслы, исследовать законы и тайны бытия, и помочь другим на этом пути.

«Невозможно возвращать сознание вспять. Великий грех приняли на себя те, кто насильственно задерживали просвещение и развитие мысли в народе. Всякое насилие противно законам Вселенной и неминуемо должно вызывать взрывы и разрушения. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Ведь именно удушение мысли и духа породило все последующее безумие. Долго сдерживаемая плотина прорвалась и смела все на своем пути. Так ничто и никто не может остановить мысль, эту огненную энергию и Венец Мироздания. Великий сдвиг произошел в сознании масс всех стран, но с этим многие еще не могут примириться. Причина всех происходящих бедствий в невежестве и чудовищной безответственности, царившей и еще посейчас наблюдаемой среди многих так называемых власть имущих. Народ нуждается в заботе, и забота эта должна, прежде всего, касаться ВОСПИТАНИЯ народа и правильного просвещения его. Не о хлебе едином бывает сыт человек»[10].

Человечество никогда не было лишено высшего Руководства и истинных знаний. Сведения о мысли можно почерпнуть и в других великих Учениях, ранее переданных человечеству, например, в Учении Храма:

«Волны великого Океана Разума передают мысли и приводят в действие законы, управляющие этим процессом… <…>

Мысль строит форму, которая в определенные периоды Манвантары воплощается на физическом плане, облекаясь в материю. <…>

Мыслеформа оказывает постоянное влияние на человека, породившего ее, а также на других людей, способных ее воспринять. <…>

Аура человека подобна мыслесфере Земли и также состоит из мыслительного субстрата, именно она является его индивидуальной памятью, как мыслесфера — памятью Земли; коллективные ауры миров и рас суть Книга Жизни, по которой мы будем судимы. Каждый связан со своей аурой духовным законом и будет сам судить себя, когда увидит духовным взором запечатленное на ней»[11].

Римский философ-стоик Эпиктет также утверждал значение дисциплины мышления. Он писал: «Истинный борец тот, кто борется со своими порочными помыслами. Борьба эта святая и приближает тебя к Богу»[12].

О прекрасной творящей мысли говорит и Николай Рерих в своем обращении к студентам:

«Я чувствую присутствие мысли творящей… <…> Я представляю себе великолепный творческий синтез. Эволюция наша неизбежно приближается к благословенному синтезу. Имею в виду неограниченную творческую мысль, которая в прекрасных формах и красках творит крылья человечества. Эта творящая мысль, украшенная всеми основами, всеми красотами созидательных законов, ведет человечество ввысь, приготовляет его к принятию эволюции, и от меньшего сердца до сердца государства и части света устанавливает великое понятие Прекрасного, которое в существе своем свойственно всем векам и народам. <…>

Если бы только мы могли сознавать непобедимую мощь устремленной, благостной мысли! Если бы могли начать исследовать условия, которые могут укреплять в нас подобные мысли, мы могли бы тогда постепенно стереть эти физические отложения тьмы. <…>

Человечество спешно приготовляется для эволюции, и ближайшею обязанностью его является мыслить об этой грядущей эволюции, мыслить о будущих поколениях. Вы ответственны за будущее поколение и неизбежна для вас ответственность эта. Мы можем получить великое счастье посредством прекрасной мысли»[13]. Стражи мысли — ответственность и служение, и мы должны радостно принять их.

Все, что касается мысли, глубоко связано с сердцем, ибо только пропущенная через сердце мысль действенна. Сам по себе интеллект бесплоден. Только оплодотворенная сердечным огнем мысль и творит, и служит лучшей защитой.

«Только сердечная мысль о высшем мире может быть непроницаемой кольчугой».

«Молитва может быть сравнима с магнитом. Действие молитвы напрягает сердце и притягивает из пространства лучшие мысли…» (Аум, 71, 37).

Учение необходимо принять сердцем, только тогда человек найдет верный путь к эволюции.

Итак, пришло время осознания, исследования и применения мысли. Но человечеству необходимо сотрудничество в масштабе всей планеты, ведь именно единение есть тот мощный двигатель, который ведет ко благу все народы мира. «На основе кооперации и значения мысли зиждется грядущая эволюция»[14]. Только объединенная мысль способна творить и противостоять хаосу, укреплять равновесие и гармонию в мире, избавить человечество от войн и страданий.

«Мир есть венец сотрудничества. Знаем много равнозначащих понятий — сотрудничество, содружество, община, кооператив — те самые сердечные объединительные основы, как маяки во тьме. Не пугаться должны люди при мысли о счастье ближних, но радоваться нужно, ибо счастье ближнего есть наше счастье. Подвижники не покидают Землю, пока не исцелены страдания. Целое содружество может легко лечить раны друга — только нужно развить искусство мыслить во благо. И это не легко в обиходе хлопот. Но примеры подвижников могут ободрить и влить новые силы» (Община, 272).

Будем же мыслить огненно: «Пусть будет миру хорошо!» и молиться о мире всего мира. Будем верить, что прекрасный мир наступит, ведь мысль о благе, обращенная к Богу, пропущенная через сердце, действенна и непобедима.

«Весь Космос строится на мысли. Все благо, все разрушение зиждется на мысли»[15]. Так начнем же неустанно трудиться над повышением культуры мысли и знания, развитием мыслетворчества, будем воспитывать в себе и в окружающих чувство ответственности за мысли и действия, за все происходящее в мире. Сделаем все от нас зависящее для преображения человеческого сознания, чтобы укрепить мост между мирами, чтобы прекрасная мысль о Братстве на Земле стала реальностью. И тогда после эпохи Меча Духа наступит эпоха Лучей Красоты!


 

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] Иоганн Вольфганг Гете. Избранные произведения в двух томах. – Москва: Правда, 1985. – Т.2, с.168.
[2] Письма Елены Рерих. – Минск: Лотаць, 1999. – Т.1, с.1.
[3] Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. – Рига: Мир Огненный, 2003. – С.232–233.
[4] Там же.
[5] Письма Елены Рерих. – Т.1, с.4–6.
[6] Письма Елены Рерих. – Т.2, с.550.
[7] Письма Елены Рерих. – Т.2, с.197–198.
[8] Письма Елены Рерих. – Т.1, с.36–37.
[9] См. Александр Дугин. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. – Москва, 2004. – С.172.
[10] Письма Елены Рерих. – Т.2, с.213–214.
[11] Учение Храма. Т.2. – Минск: Лотаць, 1997. – С.195–197.
[12] Мысли мудрых людей на каждый день. – Москва: Художественная литература, 1990. – С.71.
[13] Николай Рерих. Держава Света. Священный Дозор. – Рига: Виеда, 1992. – С.117–121.
[14] Письма Елены Рерих. – Т.2, с.359.
[15] Елена Ивановна Рерих. Письма. Т.1. – Москва: МЦР, 1999. – С.102.