КЛЮЧ ОТ СЕЗАМА

 

 

С.А. Гагарина, А.В. Алексеев, В.В. Повстянко,

группа изучения растений и минералов,

г. Димитровград, Ульяновская обл.

 

 

Есть много такого, что находится за пределами наших чувств, но, тем не менее, в реальности чего мы не сомневаемся. Оно прочно вошло в обиход нашей обыденной жизни. Радиоволны, радиоактивное излучение мы не воспринимаем органами чувств, но нам известны приемы, с помощью которых действие этих загадочных невидимок можно перевести в диапазон наших ощущений. Психическая энергия до сих пор является для нас невидимкой, хотя сознание многих уже подошло к той черте, когда интуитивно мы осознаем ее присутствие. Например, каждый из нас чувствует, что существует связь между духовной жизнью человека и его физиологией. Мы все ощущаем приливы энергии во время радости, вдохновенного труда. И чувствуем себя «выжатым лимоном» после неприятностей и неудач. Мир вокруг нас может в одно мгновение измениться — из прекрасного вдруг стать безобразным, и наоборот. И все это связано с нашим настроением, с состоянием нашей психики.

С понятием «психическая энергия» мы впервые познакомились, прикоснувшись к Учению Живой Этики. Там сказано, что психическая энергия есть энергия всеначальная, что основа бытия есть психодинамика духа, которая толкает развитие всего сущего.[1] У нас появилось желание разобраться, что это за энергия, какую роль она играет в мироустройстве, и по возможности изучить ее на собственном опыте. В группе единомышленников, которые решили исследовать воздействие психической энергии, все имели дачные участки. Все были неравнодушны к рассказам о растениях. Много слышали от других дачников и сами были свидетелями случаев, когда яблони зацветали после угрозы хозяина их срубить; когда гибли цветы после ссоры в доме; знали о людях, у которых ничего не растет; о руках, способных выходить самый безнадежный росток. Поэтому всем показалось, что лучше всего начать исследования с растений.

Реакция растений на психическое состояние человека

Эксперименты были начаты в 1996 году. Сначала мы попытались оценить воздействие на растения психического состояния человека, его позитивное и негативное мысленное влияние. Работа велась и с огородными, и с комнатными растениями. Создавая с помощью воображения у себя то или иное настроение, мы сопереживали его с растением, мысленно объединяясь с ним. С комнатными растениями мы работали по несколько минут три раза в день, с огородными — во время приезда на дачу. Через некоторое время стали замечать, что надземная часть и корневая система растений при положительном воздействии человека развивалась лучше, чем у контрольных растений, при отрицательном — хуже. При положительном воздействии появилась тенденция к увеличению листьев (фото №1 [все фотографии размещены в конце статьи]) и цветов, листья таких растений были ярче окрашены; при отрицательном — к измельчанию, листья были блеклые или приобретали бурую окраску. Когда на огородных участках пришло время плодов, то увидели, что у растений, подвергавшихся положительному влиянию, плоды были крупнее контрольных, отрицательному — мельче.

Дальнейшие опыты на комнатных растениях в течение последующих лет подтвердили это. Эксперименты также показали, что растения при положительном воздействии человека приобретали большую «жизненную силу». Они не только хорошо развивались, но и лучше сопротивлялись холоду и вредным воздействиям. Во многом их реакция была подобна реакции человека, но замедленной в миллионы раз. Они старались «уйти» от отрицательного воздействия, выпуская веточки в другую сторону и пряча цветы под листвой, и наоборот, тянулись навстречу человеку, иногда в противоположную сторону от солнца, при положительном воздействии.

Но самым удивительным в опытах оказалось то, что наибольший вред растению может нанести не только отрицательное воздействие человека, но и отказ во внимании после продолжительной работы. Например, при отъезде экспериментатора на долгий срок розы сбрасывали листья. Когда экспериментатор в течение нескольких лет работал с каким-то видом, наступал такой момент, что было трудно сохранить контрольные растения, с которыми он не работал, они погибали. Казалось, вид сосредотачивается в том месте, куда максимально направлено внимание человека и как бы покидает неудачное место.

У Елены Петровны Блаватской мы встречаем: «Ботаники ищут сейчас нервы у растений; не потому, что они предполагают, что растения могут чувствовать, либо думать подобно животным, но потому, что они полагают, что для объяснения роста и питания растительного мира, совершенно необходимо какое-то строение, имеющее в своих функциях такое же отношение к жизни растений, как и нервы к животной жизни. Представляется почти невозможным, чтобы наука, только простым употреблением таких терминов, как “Сила” и “Энергия”, могла бы продолжать скрывать от себя тот факт, что вещи, обладающие жизнью, являются живыми предметами, будь-то атомы или же планеты»[2].

Мысль — связующая мощь между мирами

В одном из писем Елена Ивановна Рерих описывает неожиданно произведенный ею опыт с психической энергией. Она купила примулы с реденькими бледными розово-лиловыми цветочками, и стала сама ухаживать за ними. С большой любовью она следила, как они разрастались и стали давать обильные и крупные цветы. Однажды у нее появилось желание–мысль — как было бы красиво, если бы эти однообразные примулы изменили цвет и стали бы малиновыми, темно-лиловыми и сине-лиловыми. К ее изумлению, цветы начали темнеть и через короткое время стали малиновыми и темно-сине-лиловыми, и чудесным образом цвели круглый год.[3]

Как показывают исследования многих ученых последних лет, инстинкты растений близки к животным. Они воспринимают свет, цвета, запахи, электрический ток, падение атмосферного давления перед грозой, и даже музыку.

Дальнейшие исследования мы вели, создавая конкретный мыслеобраз. Опыты показали, что мысленное воздействие человека способно внести изменения в процесс роста растения и привести к отклонению в построении формы, соответствующей данному виду, и к изменению окраски.

«Общаясь» с растениями, нам удавалось влиять на сроки цветения. Мы воздействовали на морфологические признаки — пигментацию, изменение формы листьев и лепестков. При работе с колеусом (фото №2), когда человек любовался пятнами розового цвета на листьях и хотел, чтобы лист полностью стал такого цвета, на растении кроме обычных появлялись и розовые листья (фото №3), хотел желтых — появлялись листья, в которых преобладала желтизна, хотел только зеленых и округлых, появлялись не пестрые, как обычно, а полностью зеленые и округлые (фото №4). Хотел получить белый ободок внутри листа — получил (фото №5). После работы с мыслеобразом «белый тюльпан», получали листья с большим белыми пятнами у основания, некоторые листья даже старались свернуться, воспроизводя объем (фото №6,7). Предлагались разные варианты формы листьев, и растение отвечало характерными изменениями.

Для получения результата нужно длительное ритмическое взаимодействие в течение нескольких месяцев. Сначала растение начинает выделять человека из окружающих его «шумов», привыкает, и эффект взаимодействия усиливается. Через несколько лет работы с растениями данного вида, они способны воспринять даже мимолетные воздействия. Но скорость обработки информации у растения, по сравнению с человеком, очень медленная, так как видимое проявление результатов мысленного взаимодействия наступает через отрезок времени от нескольких недель до полутора–двух лет.

Однажды экспериментатор, проходя мимо случайно им забытого растения, внезапно почувствовал жажду. Не останавливаясь, он прошел дальше, и жажда пропала. Это удивило его, и когда он вернулся к растению, то увидел, что оно сильно пересохло. Подобное испытывали и другие экспериментаторы. Значит, и мы способны ощущать то, что чувствуют растения, принимая их ощущения за свои.

Таким образом, мы на собственном опыте убедились, что «субстанция мысли везде одна, она представляет связующую мощь между мирами»[4].

У Мориса Метерлинка есть упоминание о корне растения, который в процессе роста натолкнулся на подошву старого башмака. Чтобы проникнуть через это препятствие, он разделился на столько отростков, сколько было отверстий от башмачных гвоздей, а пройдя через препятствие, снова соединил и срастил все разделившиеся части, образуя единый и цельный стержень. Как растение преодолевает препятствие, мы попытались пронаблюдать сами, создав искусственное препятствие небольшому растению валерианы. Оно было закрыто обрезком верхней части прозрачной пластмассовой бутылки без пробки. По мере роста растение просовывало в отверстие бутылки листочки один за другим. Очередной листик, с поразительной точностью, не касаясь соседних, вылезал из бутылки. Растение обходило препятствие, не утыкаясь в него (фото №8).

«Поистине можно сказать, — пишет Метерлинк, — что и у цветов мысли являются таким же образом, как и у нас. Они бродят ощупью в тех же потемках, натыкаются на те же препятствия, на ту же злую волю со стороны того же неизвестного. Они знают те же законы, испытывают те же разочарования и одерживают те же победы медленно и трудно. Им как будто присуще наше терпение, наша настойчивость, наше самолюбие, тот же разум, многообразный и различающий оттенки, те же надежды и тот же идеал. Они, подобно нам, борются с огромной равнодушной силой, которая, в конце концов, становится их помощницей»[5].

Растения восстанавливаются со временем

Свами Вивекананда, рассуждая об эволюции и вселенной, говорит, что следствие никогда не отличается от причины. Различные формы, которые мы называем растениями, животными и человеком, повторяются бесконечно, то возникая, то исчезая. Семя производит дерево, дерево разрушается и становиться семенем; вновь появляется в виде другого дерева, опять гибнет, оставляя другое семя, и т.д. без конца. Дождевая капля катится с горы к океану, поднимается от него в виде пара, идет к горе и опять падает в реку. Так, в подъемах и падениях, проходит весь цикл. И это происходит со всеми жизнями и со всеми существами, со всем, что мы можем видеть, слышать или воображать, что мы видим. Мы расходимся с новейшими материалистами только в том, что признавая разум последним продуктом в порядке создания или эволюции, вместе с тем утверждаем, что если он последний, то должен быть также и первым.[6]

Изменения, которые мы получаем у растений, носят модификационный характер. Как уже упоминалось, время их появления от нескольких недель до полутора–двух лет. И сохраняются они в течение нескольких месяцев, иногда нескольких лет, затем растение восстанавливает свой прежний вид. Это возможно только в том случае, если существует идея, которую они стремятся выразить своей формой.

В «Тайной Доктрине» сказано: «Все вещи получили начало свое в Духе — первоначально эволюция началась сверху в нисходящем порядке, но не наоборот»[7]. «Растения были сотворены, прежде чем они были в земле — ибо тогда не было такой земли как сейчас; и полевые травы существовали прежде, чем они выросли такими, какими они являются…»[8].

Место растений в эволюции мира

Опыты подтолкнули нас к внимательному поиску объяснений результатов опытов в Живой Этике, в письмах Е.И. Рерих, у Е.П. Блаватской. Мы задумались о месте растений в эволюции мира.

В трудах Е.П. Блаватской сказано, что у древних мудрецов эволюция начинается от чистого духа, который, спускаясь все ниже и ниже, принимает, наконец, видимые и постижимые формы и становится материей.[9] «Нисхождение духа в материю эквивалентно восхождению в физической эволюции», — затем начинается «восхождение из глубочайших глубин материальности (минерала) к его status quo ante с соответствующим утончением конкретного организма — вплоть до Нирваны, точки исчезновения дифференцированной материи»[10].

«Существует семь царств. Первая группа включает три степени элементалов или нарождающихся центров сил… от полной бессознательности до полу-ощущаемости; вторая или высшая группа охватывает царства от растительного до человека; минеральное царство, таким образом, образует поворотный пункт в стадиях “Монадического Единства”, рассматриваемого как эволюционирующая энергия. То есть три стадии (суб-физические) в элементалах; минеральное царство; три стадии объективно физические…»[11]

«В каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, есть Божественная Монада (Искра Божья или Бог в нас), — пишет Е.И.Рерих, — ибо без этого огненного зерна нет жизни. И по мере восхождения из простых к более сложным организмам, монада или зерно духа остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации, или излучения, этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма»[12].

Но «было бы крайне ошибочным, — уточняет Е.П. Блаватская, — представить себе Монаду, как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определенною тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений, расцветающую в человеческое существо…

Атом… не есть частица чего-то, оживленного психическим чем-то, и которому, по истечении эонов, предопределено расцвести в человека. Но это есть конкретное проявление Вселенской Энергии, которая сама еще не индивидуализировалась… Океан Материи не разделяется на свои потенциальные и составные капли до тех пор, пока волна жизненного импульса не достигает эволюционной стадии человеческого рождения. Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в высших животных достигает почти до точки… Отличают последовательные стадии эволюции конкретного от абстрактного, посредством терминов, примером которых является “Минеральная, Растительная, Животная монада” и т.д. Термины эти просто означают, что волна прилива духовной эволюции проходит через ту или другую дугу своего круговращения. “Монадическая Сущность” начинает незаметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве»[13].

Убедиться в этом нам позволили наши опыты.

Растения одного вида информационно связаны

Мы замечали, что воспроизведение мыслеобраза, полученного экспериментатором, у этого же вида растений может получить другой человек. Измененный лист появлялся у растений, принадлежавших людям, которым рассказывали об опыте и показывали фотографии. При работе над изменением формы листа колеуса, удавалось получать аналогичные изменения у растений этого же вида, росших в общественных помещениях. Для этого нужно было несколько раз произвести мимолетное воздействие мыслеобразом.

Однажды, поработав с растениями, экспериментатор стал быстро разлиновывать конверты. Были куплены поздравительные открытки большого формата, обычные конверты не подходили. Делали конверты на столе рядом с каллой и диффенбахией, при этом экспериментатор спешил и волновался. Надо было срочно отправлять корреспонденцию, открытки предназначались людям, которых он очень уважал, и не хотел, чтобы получилось некрасиво. Экспериментатор переживал, что все расстояния между линейками получились неодинаковые, расстояние между верхними полосками больше, чем между последующими. Каково же было удивление, когда через некоторое время на листьях каллы обнаружили разлинованные листья (фото №9). Они были разлинованы очень четко с одного края и менее четко с другого. Расстояния между линейками были тоже неодинаковыми — сначала больше, потом меньше, и как будто прочерчены карандашом по линейке. С лицевой части впадинка, а с тыльной — выпуклость. Позже появился цветок, также разлинованный (фото №10). Похожие линеечки появились и на одной стороне листьев диффенбахии.

Нам удалось осмотреть много растений диффенбахии в нашем городе. На всех мы находили листья с характерными линеечками. Только на некоторых наиболее яркие линии были с противоположной стороны, как будто есть растения левши и правши. Казалось, отреагировал весь вид. Растения с разлинованными листьями встретили не только у нас в Ульяновской области, но и в Саратове, в Москве, на Северном Кавказе в Теберде.

Значит, воспринятый мыслеобраз становится достоянием множества растений данного вида, и используется по необходимости. В своем произведении «Источники весны» Метерлинк, описывая «неувядаемо-зеленые поля», раскинувшиеся «на вечно теплых берегах Средиземного моря», обращает наше внимание на «чужестранные деревья, молчаливые пришельцы, нечто вроде бедных родственников, одетых в лохмотья». Несколько искривленных дубов, буков и платанов «стоят здесь, черные, подобно больным в пасхальное воскресенье на паперти церкви, прозрачной от солнечного блеска». «Они не поняли светлого языка, не воспринимают очаровательных нравов юга — пишет он. — Все равно: в определенный час, когда снег падал в трехстах верстах отсюда, их стволы дрогнули от холода, и они сняли с себя одежду перед зимним сном, несмотря на дерзкие обещания травы и ста тысяч цветов…»[14]. Эти строки как нельзя лучше подталкивают к мысли, что растения одного вида энергетически связаны. Существует энергетическая субстанция, которая их объединяет («монадическое единство или эволюционирующая энергия»). Опыт растений одного вида стекается в эту копилку, и все проявления особей управляются ею. Отдельное растение, видимо, лишь центр восприятий, который собирает результаты внешних воздействий. Поэтому однажды полученное изменение легко получить снова, стоит экспериментатору эмоционально подкрепить вспоминание о нем, например, рассказать об этом, показать фотографии. «Личность» же отдельного растения проявляется лишь в дифференциально малых следах. («Монадическая Сущность начинает незаметно дифференцироваться» или «индивидуализироваться», «разделяться на свои составные капли»). Местные условия создают предпосылки для проявления своеобразных качеств отдельной особи вида, поэтому отдельные растения одного вида могут внешне сильно отличаться друг от друга.

Сознание–инстинкт растений

После длительной работы с растениями мы стали понимать, что происходит не воздействие человека на растение, а идет процесс взаимодействия, процесс диалога. Оказалось, что растение адаптирует мыслеобраз для себя постепенно, «предлагая» различные варианты. Сначала оно воспроизводит только то, что приемлемо для него в данный момент, либо решается произвести изменения на небольшом участке — веточке, побеге, прилистнике цветка. Как правило, первые листья новой формы или окраски имеют небольшой размер. Через некоторое время появляется адаптированный вариант нормального размера.

Хорошим примером диалога может служить один из опытов с колеусом. Растению предлагали на одном листе сочетать цвета, которые встречаются у данного вида в разных сочетаниях, но никогда не встречаются вместе. То есть сочетать последовательно цвета розовый, коричневый, белый (или светло-желтый) и зеленый. Сложность для растения оказалась в том, что после коричневого должна идти белая или желтая полоса. У одного из растений появился лист, одна половина которого отобразила одно из обычно встречающихся сочетаний окраса, другая — другое (фото №11). В данном случае растение не просто рефлексировало, проявляя рассудочную деятельность, в его реакции присутствовал элемент творчества, а это проявление элементов разумности. По выражению Е.И. Рерих, растения обладают неким сознанием-инстинктом.[15]

Герань при создании белого ободка по контуру листа предложила негативное изображение мыслеобраза — белый лист с зеленым ободком (фото №12). После «настойчивого объяснения» растению, что ободок должен идти не по самому краю, край листа должен оставаться зеленым, стали появляться листья, где эта просьба человека была учтена (фото №13). У герани удавалось получать и листья с крупными розовыми пятнами (фото №14).

В одном опыте при изменении формы листьев колеуса растение нам предложило изменение контура окраски листа (фото №15). В другом, при получении белого ободка по контуру лепестка цветка, получили ободки и у листьев (фото №№16,17,18). Замечали, что растения, не обязательно этого вида, находящиеся рядом с опытными, как бы пытаются привлечь к себе внимание человека — считав мыслеобраз, воплощают его.

Ответное воздействие растений

Было замечено, что растения могут проявлять и мгновенную реакцию. Ответное воздействие может быть выбросом запаха из точки роста. Оно может ощущаться человеком как покалывание щек и ранок на руках, аналогичное покалыванию при электрических явлениях. В Живой Этике сказано: «Во время особого огненного напряжения нужно избегать повреждения кожной ткани. Огненное соединение не естественным порядком — причиняет особое жжение. <…> Но нужно даже к царапинам отнестись с духовной стороны. Психическая энергия работает, но нужно принять во внимание особое огненное напряжение»[16].

При длительной работе с растениями при положительном воздействии в ответ мы ощущаем приятные ароматы и ласковые покалывания кожи. При отрицательном воздействии, запах приобретает неприятные оттенки, покалывания становятся агрессивными. Но такой эффект наблюдается при наличии глубокого искреннего сердечного переживания при взаимодействии. Поражает точное временное соответствие выброса запаха или начала покалывания внутреннему движению человека.

Мы экспериментировали и с запахами. Воображая, что растение должно пахнуть, и постоянно нюхая его, нам удавалось получать запахи у непахнущих растений — кактусов, сенполий. Мы специально обращали внимание на оттенки запаха, и растения изменяли запах, усиливая приятные человеку оттенки. В 2009 году бурно цвела липа, и восторженное отношение к этому запаху не осталось не замеченным комнатными растениями. В момент взаимодействия они стали имитировать запах липы. Человеку, экспериментирующему с сосной, кактус отвечал запахом с легким оттенком запаха хвои. А его сыну этот же кактус отвечал запахом, в котором содержались оттенки запаха сливочного мороженого.

Многие замечали, что после орошения и полива комнатных цветов иногда появляется не очень приятный запах почвы. Видимо, его создают какие-то микроорганизмы. Опыты показали, что волевым мысленным приказом человек способен подавить выделение этого запаха. При регулярном «напоминании» запах не появляется совсем. Но стоит ослабить внимание, и он постепенно нарастает снова.

В Агни-Йоге есть следующие строки: «Даже великие эпидемии не могут развиваться, если народ владеет сознанием. Опыт с веществом психической энергии показал бы, какую мощную антисептику люди носят при себе»[17]. «Люди забывают о приложении самого простейшего способа дезинфекции жизни. Много говорят о значении огня, но совершенно забывая, что живой огонь есть лучший очиститель»[18]. «Там, где можно иметь цветы, там не нужны масла. Так самое живое и самое естественное лучше всего»[19].

По поводу опытов с растениями написано: «Люди не могут понять, насколько такие исследования им самим полезны. Психическая энергия нуждается в обмене. Посылки ее людям могут вызывать утомление, но касание к растительному миру не причинит обратного удара. <…>

У Нас много растений… Нужно иметь жизненное вещество живых цветов для многих опытов. Так Мы советуем почаще беседовать с растениями»[20].

Проявление психической энергии в минералах

Однажды одна из наших сотрудниц принесла домой маленький голубоватый кусочек кремня, и, вынув это сокровище из сумочки, села им любоваться. На поверхности камня искрилась халцедоновая корочка. Женщина была в восторге и не сразу обратила внимание на лимонно-мятный аромат, постепенно заполняющий квартиру. Пах котовник, с которым в этот период времени она активно работала. Поскольку запах был намного сильнее, чем обычно, мы предположили, что минералы облегчают контакт с растениями. Значит, взаимодействие человека возможно не только с растениями, но и с минералами.

«Все в этой Вселенной, во всех ее царствах, обладает сознанием; то есть одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания. Мы, люди, должны помнить, что если мы не улавливаем признаков сознания, которые мы могли бы признать, как таковые, скажем в камнях, то, все же, мы не имеем права говорить, что сознание отсутствует в них. Нет такой вещи, как “мертвая” или “слепая” материя, ибо не существует “слепого” или “бессознательного” Закона»[21].

Опыты выдающегося индийского естествоиспытателя Джагдиша Боса по изучению ответной реакции материи показали неразрывное единство всех звеньев жизни. Используя приборы собственного изобретения, ученый пришел к выводу, что между электропроводностью металлов и проведением импульсов возбуждения в животных и растительных организмах существует большое сходство. Но в металлах сила проведения постоянна и интенсивность зависит от электрического разряда. В нерве растения и животного молекулы перестраиваются благоприятно или неблагоприятно для прохождения импульса. Он писал, что однотипность реакции указывает на воздействие единого закона для металлов, растений и животных, что все они подвержены, по сути, одним и тем же процессам усталости и депрессии с возможностью отдыха и выздоровления, а также демонстрируют неизменно отсутствие реакции после смерти.[22]

Джагдиш Бос доказал, что ответная реакция у растений возникает не только на уровне клеток в месте раздражения, но и на уровне всего организма. Т.е. у них есть структуры, выполняющие такую же роль, как нервы и мышцы у животных. Н.К. Рерих писал: «Боше (Бос) являет именно ту страницу, которая нужна для грядущей эволюции»[23].

В наших опытах мы обратили внимание на то, что минерал, находящийся рядом с растением, изменяет ритм его роста. Иногда это бывает заметно визуально, по внешнему виду растений, и практически всегда — при сравнении графиков суточного прироста растений. Причем разные минералы действуют с разной интенсивностью.

Нами производилось исследование воздействия человека, мысленно объединенного с веществом, на растения. При работе с мыслеобразом цвета воздействие с минералом отличалось от простого воздействия. При попытках получить преобладающую розовую, желтую и зеленую окраску листьев колеуса с использованием кварца ярче всего проявилась розовая. В одном из опытов олово дало преобладание зеленого, свинец — коричнево-бордового.

Как уже упомянуто выше, если в опытах с запахом в качестве посредников мы использовали металлы или минералы, то запах становился намного сильнее, чем обычно. Но удивительным было то, что оттенки запаха менялись в зависимости от природы минерала. При работе с минералами усиливалось покалывание щек или ранок на руках.

Держа в руке кусочек кремня и восхищаясь соцветием тысячелистника, экспериментатор в ответ на свой мысленный восторг ощущает медовый аромат, а не обычный горьковатый запах. Похожий аромат в аналогичных условиях выделяет подсолнух. А вот если человек держит в руке янтарь, в запахе подсолнуха ощущаются немного другие оттенки. При одинаковых сочетаниях растений и минералов разные люди улавливают сходные запахи.

Используя наборы металлов из перечня основных микроэлементов, экспериментатор и рядом стоящие люди ощущали еще большее усиление эффектов взаимодействия. (Эти опыты производились так, чтобы взаимодействие шло только на уровне мысли, стружка металла находилась в герметичной стеклянно ампуле в руке экспериментатора. Человек мысленно объединял себя с металлом и растением.) При работе с алоэ обыкновенным ощущали не только покалывания, но и сильные надавливания в области горла и груди, нарушающие ритм дыхания. Степень чувствительности и характер ощущений ответного воздействия растения у каждого человека был свой, индивидуальный. Каждый из нас подобрал то сочетание растения с металлами или минералами, которое позволяло ему лучше почувствовать ответ.

«Ведь химические воздействия психической энергии, прежде всего, отражаются на металлах, — сказано в Живой Этике. — Это простое наблюдение можно видеть на металлических частях, носимых людьми разной психической природы»[24]. «Ищите деление людей по стихиям. Не только по качеству крови, но и по свойству нервного вещества можно будет замечать прямую реакцию по стихиям»[25].

В области гомеопатии опубликованы работы В.Г. Глаза, посвященные истолкованию конституционных типов людей на основе образов литературных героев. Он подбирал гомеопатические средства к эпизодам, характеризующим характер и поступки героинь повести Проспера Мериме «Кармен» и романа Л.Н. Толстого «Война и мир», цыганки Кармен и Наташи Ростовой. В зависимости от частоты встречаемости выбранных средств был определен конституционный тип героинь. Оказалось, что, несмотря на все национальные, социальные и другие различия, они принадлежат к одному и тому же типу Ignatia amara.[26]

Мы замечали, что одни и те же растения, выращенные разными людьми, при соблюдении одинаковых условий, отличаются пропорциями в строении.

Забытые лаборатории

В древности существовал метод лечения, при котором больных просто окружали минералами и растениями. Нам представился случай проследить эффективность этого метода на растениях. Два врача, страдающие хроническим гайморитом, независимо друг от друга «общались» с алоэ. В течение нескольких дней они периодически подходили к растению и от души мысленно желали ему добра. Уже в конце первого дня началось отделение слизи во всем организме, наблюдался гомеопатический эффект. Оба врача вылечились.

В других опытах по взаимодействию человека с лекарственными растениями наблюдались случаи облегчения состояния. Физиологическое состояние человека оценивалось по методу Су-Джок терапии с применением прибора, созданного на основе методики Фолля. По показаниям активности точек акупунктуры, воздействие лекарственных растений, как правило, гармонизировало состояние человека. Изменение физиологических показателей наблюдалось в первую очередь в области тех органов, в которых человек чувствует недомогание.[27] В опытах по взаимодействию с минералами, после мысленного объединения с веществом в организме человека происходили изменения, аналогичные изменениям, которые должны были вызывать лекарственные препараты, созданные на основе данного вещества.

При взаимодействии с магнием или веществами, содержащими магний в большом количестве, наблюдаются изменения потенциала точек акупунктуры, указывающие на изменения в области желудка, кишечника, мочевого пузыря, толстого кишечника, яичников, а также в области верхних дыхательных путей, характерные для действия лекарственных препаратов на основе магния.

У каждого из десятков экспериментаторов, проводивших данный опыт, воздействие минералов при мысленном объединении с ними приводило к большему изменению физиологических показателей человека, чем от взаимодействия с растением. Еще сильнее эффект от воздействия металлов.

«Люди не наблюдают воздействия металлов на психическую энергию, между тем в древности в этом направлении проявлялась большая чуткость. <…> Как вы знаете, многие изображения изготовлялись из сплавов металлов и давалось наставление касаться их руками, чтоб под видом обожествления получить благодатное следствие на психическую энергию»[28]. «Можно наблюдать, что различное нервное состояние наблюдателя будет изменять радиоактивность. Так можно сказать, что психическая энергия человека и минерала сотрудничают, будучи едины»[29].

Опыты с йодом показали, что воздействие человека, держащего в руке герметично закрытый пузырек с кристаллическим йодом, аналогично подкормке йодом. Воздействие давало положительный эффект при прорастании семян петрушки, моркови и салата. Двухстороннее воздействие, при одновременной подкормке йодистым калием, показало, что во многих случаях дополнительное воздействие вызывало эффекты, сходные с реакцией при избыточной подкормке, наблюдалось высветление или даже отмирание верхушек листьев растений. Обычное положительное воздействие человека смягчает действие подкормки. При экспериментах с кактусами, даже положительное воздействие человека с раствором КI 0,01% затормозило развитие кактуса на два года. Замечали, что в момент взаимодействия с йодом, человек ощущал жжение ранок и участков кожи вокруг них, которые были смазаны раствором йода. Мы поняли, что, производя такие опыты, необходимо проявлять осторожность.

В Живой Этике сказано: «Самое ничтожное нахождение привлекает множество потребителей, но сильнейшие химические лаборатории забыты. Между тем натуральные соединения трех царств природы дают сильнейшие соединения»[30].

Аналогия в реакции животных и растений на мысленное воздействие

Как сказано выше, растения, следуя желаниям человека, могут изменять свою форму, цвет и даже оттенки запаха. Но чтобы они хорошо вас «поняли», важно выполнить одно условие — создать четкий мыслеобраз. Желаемый результат должен быть детально проработан воображением.

Сенполия много месяцев стояла рядом с цветущей розой. Экспериментатор, восторгаясь и любуясь цветами розы, «просил» сенполию зацвести такими же цветами. И та послушно распустила несколько цветов, повторяющих форму розы (фото №19). Цветущая роза послужила «образцом» для создания четкого мыслеобраза. Но создание четкого мыслеобраза обязательное, но недостаточное условие.

Мы часто ощущали себя носителями набора информации разного качества и силы. Разумом мы пытались контролировать течение эксперимента, создавая планируемый мыслеобраз, но растение «предпочитало» информацию близкую к теме и запечатленную в нашем поле сознания после искреннего сердечного волнения человека. Хотя яркое впечатление, «оставившее след», могло быть получено человеком раньше или между моментами взаимодействия. Несовпадение по времени могло достигать нескольких недель.

Экспериментируя с дольчатым каланхое, мы пытались изменить форму листа. Человек думал о плоском воплощении формы тюльпана. Полученный результат его не удовлетворял. Он хотел улучшить форму. Но поразившая его на улице объемная форма урны, близкая к желаемой, оказалась сильнее. Ее растение и воспроизвело, хотя человек продолжал мысленно настаивал на плоском воплощении. Лучше всего был воспринят тот нюанс, который больше всего поразил человека — форма горловины урны (фото №20,21,22). Еще во время эксперимента человек переживал, что мыслеобраз не будет воспринят, так как часто вспоминал красоту обычного тюльпана — на стебле с широкими листьями, а это сложно будет выполнить растению с такими листьями, как дольчатый каланхое. Растение отобразило и эту форму (фото №23).

Оказывается, те же условия необходимы и для контакта с животными.

Знаменитый дрессировщик В.Л. Дуров в присутствии заинтересованных ученых демонстрировал исполнение мысленных приказов его животными. Опыт по передаче мысленных приказов собаке по кличке Марс показал, что у животного возникали в мозгу ассоциации, аналогичные с теми, которые были первоначально созданы в мозгу экспериментатора. В начале опыта Марс помимо конкретного задания выполнял действия, которые продумывались в процессе подготовки. Точного исполнения не происходило и тогда, когда при передаче какая-то деталь имела больший эмоциональный заряд, чем другие. Например, Марс стал закрывать дверь вместо того, чтобы принести книгу из соседней комнаты. Причина была в том, что вопрос, оставить ли дверь открытой или закрыть, обсуждался особо. После учета этих факторов опыт прошел идеально.[31]

Мы не проводили опытов с животными, но знакомы со многими публикациями и сталкивались с подобными явлениями сами. Например, в последнее время часто публикуются работы С.В. Сперанского. Он занимается изучением воздействия состояния человека на физиологические показатели у животных (белых мышей). В его опытах человек дистанционно (телепатически) усиливает аппетит, чем вызывает ускоренную прибавку в весе, увеличивает двигательную активность, улучшает память животных.[32]

Одна из наших сотрудниц заметила: как только она начинает размышлять о том, как бы свою кошку вывести на улицу, та всякий раз прячется так, что ее невозможно найти. Ее кошка не любит выходить из дома. В другой семье собака очень любит ездить на дачу. Когда однажды хозяйка сказала мужу, что не хочет брать ее с собой, так как она сегодня не стала есть предложенную ей пищу, та быстро побежала на кухню, опустошила миску с едой и села у двери в ожидании хозяев.

«Царство животное дает легчайшие опыты по сравнению с растительным. Если понять Агни-Йогу, можно почуять, насколько распространяется влияние человека на животных. Можно видеть, насколько передается раздражение, или боязнь, или уверенность»[33]. «Поистине, животные имеют развитое сознание. Оно выражается не только в приручении зверей, но именно в жизни вольной»[34].

На наших опытах мы видели, что растение на положительное и отрицательное воздействие реагирует, ускоряя и замедляя физиологические процессы, изменяя направление роста. А животные, видимо, способны сопереживать с человеком его эмоции.

Все в природе стремится стать человеком

Конечно, если строго подходить к определению сознания, то со-знанием, как знанием, соединенным с высшим знанием, может обладать только человек. В Живой Этике есть уточнение: «потенциал психической энергии разлит даже в низших организмах. Он дает инстинкт, но не сознание»[35]. Все предыдущие этапы развития человека — это этапы становления сознания, постепенное осознание самого себя, развитие способности к восприятию высших истин.

Эволюция человека протекает в сознании, но ей соответствует также и эволюция тела. Происходит вырабатывание физического аппарата, способного соединиться с духом. Т.е. человек в своей внешней форме есть просто живое тело, но не живое существо, ибо осознание существования Эго требует самосознания. Активное сознание возможно лишь у разумной личности.

Внешняя оболочка человека прошла через растительные и животные тела, прежде нежели приняла человеческий облик. Человек как высший организм представляет собой, в малом виде, весь органический мир и всю последовательную его историю. Эго, продвигаясь по дуге восходящей субъективности, должно исчерпать опыт каждого плана.[36]

Замечено, что в природе часто используются, например, одни те же принципы построения. Если мысленно заменить расположенный в центре порфиринового кольца — структурной основы молекулы хлорофилла — ион магния ионом железа, как у человеческой крови, то вместо зеленого цвета хлорофилла получим красный цвет крови. У известного физиолога растений Н.А. Максимова мы читаем, что оптимум у прорастающих семян обычных культурных растений лежит между 30 и 40 градусами. Это как раз та температура, которую мы находим в теле человека и других теплокровных животных, и которая является не только оптимальной, но и совершенно необходимой для нормального протекания их жизненных процессов. Он писал, что такое совпадение оптимальных температур у столь различных представителей органического мира не является, конечно, случайным и указывает на глубокое единство основных свойств их протоплазмы.[37]

Подобных примеров можно отыскать множество, они подтверждают, что эволюция постоянно двигается вперед, и при этом ничего не утрачивается.

Известно, что сходные процессы могут входить друг с другом в резонанс; видимо, это является основанием взаимодействия человека с окружающим его миром. Наши опыты подтверждают: «Резонанс, или ответная вибрация, имеет то же значение для психофизики, что и синтетическая энергия для физики и катализ для химии. Человек представляет собой психоэлектрическое поле, которое высылает лучи различного порядка…»[38]

«Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении по направлению к высшей жизни. План намечен в действии самых, казалось бы, слепых сил. Весь процесс эволюции с его бесконечными приспосабливаниями является доказательствами этому. <…>

Ибо Природа, взятая в ее отвлеченном смысле, не может быть “Бессознательной”, ибо она есть эманация Абсолютного Сознания и, таким образом, является одним аспектом его на проявленном плане»[39]. Парацельс утверждал, что все есть продукт единого, всемирного, творческого усилия. Нет ничего мертвого в Природе. Все является органическим и живущим и потому весь мир есть живой организм.

«Искра Фохата, нитью тончайшей с Пламенем соединенная. Она странствует через Семь Миров Майи. Она останавливается в Первом, становясь Металлом и Камнем; проходит во Второй, и узри — Растение; Растение вращается в Семи Сменах и становится Священным Животным. Из этих свойств сочетаний Ману[40] — Мыслитель создается. Кто создает его? Семь Жизней и Единая Жизнь»[41].

Дом сознания — сердце

Опыты с растениями и минералами не так просты, как кажутся на первый взгляд. Сложность не только в том, что три раза в день в течение нескольких месяцев человеку необходимо создавать у себя то или иное настроение и контролировать поток мыслей. Есть еще один секрет взаимодействия человека с растениями и минералами, и он, пожалуй, самый важный. Лучшие результаты мы получали тогда, когда в процессе общения у человека происходило глубокое сердечное движение. Именно сердечные обращения вызывали ответную реакцию запахом практических у всех растений. Нам отвечали запахом розы, сенполии, герани, бегонии, колеусы, каланхое, кактусы, лекарственные травы, деревья. В ответ нам пахли минералы и, как бы оживая, искрились кристаллы. Не случайно сказано: «Нужно, прежде всего, напомнить о значении сердца как соединителя миров. Огонь сердца разве не есть самый Пространственный Огонь?»[42]

«Прирученные» растения всегда чувствуют состояние духа экспериментатора. Состояние радости, возникшее у человека, может не выражаться в бурном восторге, его могут не замечать окружающие люди, но растения чувствуют всегда и сопереживают, источая приятный аромат.

«В Космосе все построено по единому плану — отсюда то великое соответствие, которое наблюдается между организмами разных царств Природы. Потому, когда говорится о сердечной энергии Природы, нужно искать в каждом организме Природы ту магнетическую живительную субстанцию, которая отвечает отложениям энергии сердца»[43].

Мэнли Холл пишет: «Древние часто прибегали к обману для сокрытия истинной интерпретации их Мистерий. Постановка мозга вместо сердца является именно таким обманом… Высший или духовный центр находится в середине, или между остальными двумя, он аналогичен в физическом теле сердцу — наиболее духовному и таинственному органу в человеческом теле. Второй центр, или связь между высшим и низшим мирами, поднимается до положения величайшей физической значимости — до мозга. Третий, низший, центр опускается до положения наинизшей физической значимости — до воспроизводительной системы… Как человек мыслит своим сердцем, таковым он и является. Точно так же, как в мозге есть семь сердец, так и в сердце есть семь мозгов, но этот вопрос остается в сфере сверхфизики…»[44]. «…Западная школа следует обычно путем мозговым, тогда как на Востоке, где основа еще не утерялась, по-прежнему знают, что мощь заключается в сердце»[45].

«Какими земными словами выразить, что тончайшая энергия проявляется в каждом движении человека? Как утвердить, что та же энергия приводит в движение и миры? Как пояснить, что она же и в мысли, и в действии? Она же и побуждающая, и останавливающая причина. Она же не мерит малое и великое»[46].

«Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии»[47]. «Психическая энергия в древности называлась воздухом сердца. Этим хотели сказать, что сердце живет психический энергией. Действительно, как без воздуха человек не может прожить долго, так и сердце отходит от жизни без психической энергии»[48].

«Не только психическая энергия должна быть изучаема, но ее нужно сознательно применять в жизни»[49]. «Можно достичь преображения целой жизни лишь допущением осознания всеначальной энергии.

Человек постоянно опасался всего таинственного, забыв, что ключ от Сезама в нем самом»[50].

 

[1] См. Беспредельность, ч.I, 64, 65.

[2] Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. В 2-х тт. – М.: Сиринъ, 1993. – Т.1, с.94–95.

[3] Е.И. Рерих, Н.К. Рерих, А.М. Асеев. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. В 2-х тт. – М.: Сфера, 1996. – Т.1, с.324.

[4] Надземное, 224.

[5] М. Метерлинк. Разум цветов. – М.: Московский рабочий, 1995. – С.127, 150.

[6] См. Свами Вивекананда. Философия йоги. – Магнитогорск: Амрита. – С.238–239.

[7] Том 2, с.216.

[8] Том 1, с.318.

[9] См. Е.П. Блаватская. Разоблаченная Изида. – М.: Золотой Век, 1993. – Т.1, с.39.

[10] Тайная Доктрина, том 1, с.232.

[11] Тайная Доктрина, том 1, с.231.

[12] Письма Елены Рерих. В 2-х тт. – Минск: Прамеб, 1992. – Т.1, с.386, 422.

[13] Тайная Доктрина, том 1, с.233–234.

[14] Разум цветов, с.58–60.

[15] См. Письма Елены Рерих, т.1, с.335.

[16] Мир Огненный, ч.I, 155.

[17] Иерархия, 418.

[18] Сердце, 104.

[19] Мир Огненный, ч.II, 197.

[20] Надземное, 28.

[21] Тайная Доктрина, том 1, с.341.

[22] См. Джагадиш Чандра Бос. Избранные труды по раздражимости растений. В 2-х тт. – М.: Наука, 1964.

[23] Николай Рерих. Алтай — Гималаи. – Рига: Виеда, 1992. – С.151.

[24] Сердце, 299.

[25] Мир Огненный, ч.I, 98.

[26] См. Глаз В.Г. Проспер Мериме. Кармен. Комментарии гомеопата. – СПб., 2004.

[27] Гагарина С.А., Кашкирова Л.А. Информационное взаимодействие: человек–минерал–растение // Материалы ХIV научно-практической конференции «Актуальные вопросы гомеопатии: место и возможности гомеопатического метода в практическом здравоохранении». – СПб., 2003.

[28] Агни-Йога, 486.

[29] Аум, 567.

[30] Сердце, 73.

[31] См. Б.Б. Кажинский. Биологическая радиосвязь. – Киев: Изд-во АН УССР, 1962.

[32] С.В. Сперанский. Телепатия как банальность // Сознание и физическая реальность. – Том 1, № 3, 1996. – С.67.

[33] Иерархия, 400.

[34] Аум, 176.

[35] Агни-Йога, 471.

[36] См. Тайная Доктрина, т.1, с.407.

[37] Н.А. Максимов. Краткий курс физиологии растений. – М.: Сельхозгиз, 1958. – С.354.

[38] Оккультизм и Йога, т.1, с.294.

[39] Тайная Доктрина, т.1, с.345.

[40] Человек.

[41] Тайная Доктрина, т.1, с.299.

[42] Сердце, 73.

[43] Оккультизм и Йога, т.1, с.95.

[44] Мэнли Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – Новосибирск: ВО «Наука», 1992. – С.258–259.

[45] Сердце, 596.

[46] Аум, 426.

[47] Сердце, 2.

[48] Аум, 378.

[49] Братство, 32.

[50] Надземное, 2.