Ирина Магазинщикова

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЕДИНЕНИЯ

Ирина Петровна Магазинщикова — заведующая кафедрой культурологии Украинского государственного лесотехнического университета, Львов.

 

Свое выступление хочу начать с рассказа об удивительном факте, открывшемся мне в ходе недавней деловой поездки в Германию. Оказывается, современные немцы уверены в том, что при бомбардировках их городов во время Второй мировой войны английские и американские летчики использовали специальные карты, на которые были нанесены памятники культуры, с целью уберечь их от разрушения. Благодаря этому, к примеру, в практически полностью разрушенном Нюрнберге сохранился прекрасный собор — жемчужина готической архитектуры.

Правда, собор в Дрездене англичане все же разбомбили, и его руины в течение многих лет поражали тех, кто посещал Дрезденскую галерею. Спустя десять лет после первой поездки в Дрезден я невольно пыталась отыскать вход в Галерею по руинам собора, зная из сообщений экскурсоводов о том, что восстанавливать собор правительство не собирается.

Неожиданной радостью было увидеть поднимающийся из развалин собор, узнать, что значительные средства на его восстановление выделила Великобритания, осознавая свою вину за разрушения. А главное — собор восстанавливается с использованием новейших технологий: каждый обломок, каждый сохранившийся камень сканируется компьютером и специальная программа как бы объединяет сохранившиеся фрагменты собора в единое целое.

Очень хочется вместе с немцами поверить в желание руководства союзных войск сохранить во время Второй мировой войны памятники немецкой культуры, но трудно объяснить избирательность такого желания, поскольку в огне военных пожарищ в других странах погибло огромное множество культурных ценностей. Еще труднее соотнести эту информацию с последствиями варварских бомбардировок Югославии войсками НАТО. Специалисты утверждают, что разрушенные православные святыни, числом до четырех сотен, и среди них монастырь ХІІІ столетия, были также нанесены на карты летчиков, но с другой целью — как объекты прицельных, точечных бомбардировок.

Уничтожение памятников культуры, произведений искусства, святынь народов, чьи идейные либо религиозные убеждения не совпадают с убеждениями завоевателей, к великому сожалению, известны человечеству с давних времен.

Вандализм как понятие, означающее бессмысленное массовое уничтожение культурных ценностей, возникло в ХVIII столетии, и связано с историческими событиями V века от Р.Х.

Вандалы — племя из группы восточных германцев — оставили свой след в истории как захватчики и грабители, которые, захватив в 455 году Рим, за 14 дней уничтожили многие драгоценные произведения искусства и архитектуры. Правда, и римляне печально известны разрушением в 146 году до Р.Х. Карфагена, а позднее — величественного храма в Иерусалиме. Никогда не простит человечество сожжение знаменитой библиотеки арабскими захватчиками Александрии Египетской. Их предводитель халиф Омар изрек: «Если в этих книгах есть что-либо, противоречащее Корану, они вредны. Если в них есть то же, что в Коране, они излишни».

Если попытаться проследить хронологию уничтожения святынь, то ужаснешься тому, что по мере так называемого развития цивилизации проявлений вандализма становится все больше и больше. А ХХ век стал беспрецедентным по количеству утраченных памятников культуры.

Новое тысячелетие уже обозначилось проявлением вандализма — жестоким и абсолютно бессмысленным разрушением статуй Будды в Афганистане. Как только мир узнал об ужасных планах талибов уничтожить буддийские святыни, правительства Японии, Шри-Ланки и некоторых других стран, общественные, религиозные организации и несколько крупнейших музеев обратились с просьбой о выкупе статуй для их спасения. Все получили отказ, святыни были разрушены, а недавно в прессе появились сообщения о намерениях движения Талибан распродать осколки разрушенных статуй. Как видим, тьма творит злодеяния и не забывает при этом про свой карман. Цинизм талибов не имеет границ. Трудно не согласиться с авторами статьи во французской газете «Пари матч»: «Они (талибы) превратили женщин в рабынь, они привели к власти террор, а теперь они объявили войну прошлому и полторы тысячи лет обратили в пыль».

Хочу особенно подчеркнуть то, что желание спасти памятники культуры объединило множество людей из разных стран мира. Правительства и общественные организации, представители разных религий предлагали различные варианты спасения буддийских святынь. Специальный представитель ЮНЕСКО Пьер Ляфранс прибыл с миссией спасения статуй в Афганистан, но сделать ничего не удалось, статуи были разрушены. Что же может ярче свидетельствовать о том, что международное законодательство охраны памятников культуры несовершенно, что без действенного механизма правовой защиты культурного наследия не решить проблем его спасения от вандалов, от равнодушия, от невежественного отношения?

Лидер талибов мулла Омар (!) заявил пакистанскому агентству новостей: «Все, что мы уничтожаем, это всего лишь камни. Я вверяю себя Аллаху и ни о чем не беспокоюсь. Мое задание — восстановить исламский порядок». Хочется спросить муллу: «Как же можно служить Богу, уничтожая его изображения?» Воистину, «с мертвой догматикой не войти в поток цивилизации».

Сказано, что невежество есть самое страшное преступление, ибо тьма невежества породила эти страшные деяния религиозных фанатиков. Непонимание общности идей религий всего мира, единства Источника всех духовных учений является главной бедой человечества.

В каждой религии имеются указания на то, что она едина со всеми остальными. В «Письмах» Е.И.Рерих читаем (Москва, т.2, с. 351): «Можно было бы спросить глав Церкви, почему они, представители светлого Учения Христа, допускают такие обоюдные поношения и раздоры. Каждый из них исключает другого. Каждая Церковь исключает другую. А кому другому, как не им, следовало бы сейчас объединиться и выказать великую просвещенность, планетарную просвещенность, сказала бы я, отсюда бы пришла и великая терпимость, вмещающая в себя все многообразные аспекты и проявления Всемогущего и Всепроникающего, Вездесущего, Всезнающего Божества, не исключающего из объятий своих ни единого мира, ни единого сына, ни единого явления».

И далее: «Новое Учение почитает Носителей прежних Заветов». Все великие Учителя утверждали преемственность Своих Учений. «Книги Живой Этики заключают в себе великий Синтез, именно, они есть ключ ко всем Учениям».

Давно известно, что по своим функциям, по воздействию на человека искусство и религия весьма близки. Велика роль искусства в формировании целостной, гармоничной личности. Надо только увидеть в произведении искусства не просто отражение земной действительности, надо попытаться сердцем увидеть в творениях многообразный мир неисчерпаемой Вселенной, увидеть отображение Мира Горнего.

Должно быть понимание того, что храм или картина как произведения искусства лишь тогда обретают социокультурный смысл для человека, когда нечто значат для него конкретно, влияют на его поведение, направляют восприятие и действия в определенное русло.

Немало памятников культуры разрушено в прошлом и разрушается сейчас в силу невежественного и равнодушного к ним отношения, непонимания их значения.

Возможно, Парфенон не был бы утрачен, если бы жители Афин не устроили уже в XVII веке пороховой склад в храме, сооруженном еще в V веке до Р.Х. великим Фидием.

Солдаты армии Наполеона завершили начатое арабами в XVII веке уродование головы знаменитого Сфинкса, расстреливая его без всякой цели из пушек.

На улицах нашего замечательного города, центр которого занесен в список ЮНЕСКО, на домах с табличками «Памятник архитектуры» можно увидеть немало нелепых вывесок. Примеров множество, и чем же кроме невежества можно объяснить их существование?

Искусство как конденсатор красоты и гармонии фиксирует в себе тысячелетний опыт человечества и знания о мире. В своих произведениях земной творец, если он истинный художник, уподобляется Творцам Космоса, тогда земное искусство заключает в себе искру Высшей Мощи, раскрывает тайны существования, связанные с поиском смысла жизни человека.

В этой связи хочется рассказать еще об одном.

Вынашивая идею создания молодежного журнала, размышляя о концепции его создания, определяя основные аспекты его содержания, мы обратились к студентам с просьбой написать небольшое эссе на одну из десяти предложенных тем, которые, как нам казалось, могли бы отразить духовные поиски молодых людей. В результате было собрано несколько сотен студенческих работ очень различного содержания, литературного мастерства и просто способности вразумительно излагать свои мысли. Но более всего поразил выбор темы сочинения: только 4 студента из 625 выбрали тему «Мой духовный наставник», менее 3% из общего числа — тему «Герой нашего времени», около 4% — тему «С кем из великих людей прошлого или современности ты хотел бы встретиться и о чем спросить?». Как оказалось, молодые люди практически не знают примеров истинного героизма, им чуждо понятие Учителя, духовного наставника (вспомним притчу о мальчике, сидящем на берегу реки). В то же время, наиболее популярными оказались две темы: «В чем я вижу смысл жизни» и «Когда и почему я обращаюсь к Богу». Как показал анализ содержания работ, молодые люди мучительно ищут ответы на простые вопросы:

Почему талантливые и честные люди, как правило, бедны, а ловкачи и мошенники легко решают свои житейские проблемы, да еще и подсмеиваются над «правильными»?

Почему государствами управляют не ученые-философы (как это обосновал Платон), а значительно менее интеллектуально развитые люди?

Каким образом «троечники» обгоняют на путях социальной карьеры «отличников»?

Что же должен накопить человек в течение своей жизни, в чем истинный смысл понятия «индивидуальный капитал»?

 

Не зная главного — своего предназначения, не понимая смысла своего существования, невозможно правильно ответить на эти вопросы, объяснить очевидные парадоксы социальных состояний.

Поскольку для большинства молодых людей смысл жизни на этом ее этапе состоит в получении образования, именно в процессе образования, вернее — воспитания, мы должны помочь им найти ответы на перечисленные вопросы. Поэтому вспомним указанное: «При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие», а также: «Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей».

Сегодня надо работать над созданием музеев, о которых говорилось в первом докладе, музеев, посвященных деятельности настоящих Героев, Подвижников. Ибо без реальных примеров героизма такие понятия как подвиг, самоотверженность, преданность идее, делу, Родине, понятие служения — все это воспринимается молодежью только как абстракции. И пока жива душа молодого человека, пока он ищет смысл своего существования, мы должны помочь ему наполнить названные понятия истинным смыслом.

Современное общество, государство затрачивают много усилий, разнообразных ресурсов, денежных средств на воспитание людей, на поддержание социальной среды в стабильном, предсказуемом состоянии. При этом основные усилия направляются на унификацию поведения людей, понуждение их к соблюдению определенных норм, правил. В результате такого воспитательного воздействия происходит своеобразное духовное кодирование человека, у него вырабатываются типовые, хорошо распознаваемые и прогнозируемые социальные реакции и формы активности.

Так называемая западная культура формирует новый тип человека, который современные ученые определяют как «внутренне упрощенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью».

Современные воспитатели, якобы во благо человека, стараются уберечь его от излишних умственных и психологических нагрузок, упрощают школьные программы, отменяют домашние задания, моделируют бесстрессовое взаимодействие с учеником в процессе воспитания и обучения. Но поскольку гармонизации отношений на основе просвещенной сердечной мудрости не уделяется должного внимания, результат такого воспитания зачастую оказывается противоположным ожидаемому. Вспомним, к примеру, каким бедствием, ставящим общество на грань социального хаоса, становятся в последнее время невинные футбольные матчи.

Некоторые современные ученые обосновывают парадоксальный вывод: нормальная личность современного общества — это невротик. Высокая социальная мобильность современного общества, множество социальных ролей каждого человека, все большая отчужденность людей друг от друга порождают социальный невроз. Польский исследователь К.Поспишил доказывает, что в современном западном обществе эгоистическая ориентация человека в условиях жесткой конкуренции, культа денег и жизненного успеха, понимаемого превратно, обрекают людей на одиночество, бесчувственность и самолюбование. Люди извращенно трактуют понятие «свобода личности», они не могут удовлетворить свою главную потребность в понимании и любви, хотя остро чувствуют необходимость найти свое «второе Я», быть понятым и понимать другого.

Современная наука о человеке исходит из положения о четырех особенностях людей, делающих их существами культурными. Это, во-первых, ассоциированность человека, то, что Аристотель выразил формулой «Человек — существо общественное», имея в виду стремление каждого из нас объединиться с другими людьми для жизни, для деятельности, для общения, а также то, что качество общественного окружения существенно влияет на формирование человека, что без облагораживающего влияния человеческой среды мы не можем преодолеть своего природного естества, развить и использовать накопленные качества.

Во-вторых, это когнитивность человека, человек — существо мыслящее. Причем через 25 веков в теоремы облекается древняя буддийская мудрость о силе мысли, о силе убеждения: «Наша жизнь — следствие наших мыслей, она рождается в нашем сердце, она исходит из наших мыслей».

Третье — это креативность человека, человек — существо творческое, и творит он не только предметы, произведения, но и отношения, а главное — творит себя.

Четвертой особенностью является духовность человека, хотя на самом деле именно эта особенность является первой, главной, определяющей человеческую сущность. Ибо сама жизнь убеждает нас в том, что вполне «интеллигентные» люди, в полной мере наделенные первыми тремя из четырех названных особенностей, творят насилие и разрушение. Крайние формы эгоизма, геноцид, вандализм и другие издевательства, совершаемые некоторыми людьми, свидетельствуют о том, что только духовность, только культура делают человека человеком. Правда, понятие духовности нельзя, как это часто делают современники, отождествлять, вернее, подменять понятием религиозности, а духовное богатство — широкой образованностью, знакомством с достижениями науки и культуры.

Тьма стремится к разрушению памятников культуры, сжигает библиотеки, разрушает храмы, потому что истинный художник, создавая произведение искусства, заключает в него частицу своего духа, закладывает мощный магнит духовности, и именно поэтому культурные ценности содержат потенциал объединения людей. Мы знаем, что произведение искусства может мгновенно преобразить человека, вознести его дух, истинные творения пробуждают в человеке все самое лучшее, вызывая из сердца тончайшие вибрации. А если над всеми памятниками культуры будет поднято знамя Учителя, если деятельность по их защите будет освящаться именем Николая Константиновича Рериха, которое будет присвоено международным правовым документам, касающимся охраны культурного наследия, то из пространства притянутся новые энергии, для всего человечества создадутся новые, невиданные возможности эволюционного роста!

Сегодня везде требуется сотрудничество, а в деле охранения Культуры оно особенно необходимо. Единение возможно только в труде, в общей работе по просвещению, по сохранению культурного наследия. Понимая, что магнит Культуры объединяет людей, а наш общий труд во имя Культуры гармонизирует сознания и отношения, мы и сошлись сегодня в этом зале для сотрудничества, целью которого является единение, единение под Знаменем Мира!

 

НАЗАД  НА СТРАНИЦУ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА"