Ирина Бутенко
«БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДОВ СКЛАДЫВАЕТСЯ ОКОЛО ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ»
Величайшие умы человечества, Великие Учителя оставили нам немало указаний о построении вертикали власти согласно моральным законам и в интересах общего блага, всех без исключения людей. Однако реальная политика сегодня, как и во все времена, плохо согласуется с этими указаниями, и поэтому многими из нас небезосновательно считается грязным делом. В лучшем случае, она воспринимается как неизбежное зло, с которым необходимо мириться. Почему так? Может ли власть, облеченные ею люди, действовать в интересах общества, обеспечивая ему безопасность и благополучие, соблюдая при этом этические нормы и моральные требования, то есть быть чистой и справедливой?
Проблема совместимости политики и морали обрела философский статус вечной проблемы, и те, кто всерьез интересуются этим вопросом, знают, что существуют два полярных взгляда на эту проблему. Современные последователи Н.Макиавелли, Ф.Ницше, О.Бисмарка утверждают, что политика не может базироваться на морали, в основе политики всегда лежат сила и выгода, а моралью можно пренебречь. Трактуя политику как искусство возможного в борьбе за право устанавливать свои правила игры, субъекты политики — политические лидеры, партии, общественные организации, отдельные государства — оправдывают любые компромиссы и сделки, используют беспрецедентные по своей аморальности политические технологии обмана, подкупа, физического устранения конкурентов. Они озабочены лишь тем, чтобы их деятельность не выходила за рамки ими же установленного правового поля, не вызывала применения легитимизированных санкций. Совсем иное дело — мораль, ведь отступничество от ее норм карает не закон, а совесть (если, конечно, она имеется), суд истории, глас народа. Моральные нормы — это не правила поведения, это наши внутренние убеждения, на которых базируются понятия чести, совести и достоинства.
Диаметрально противоположных взглядов на совместимость политики с моралью придерживались Конфуций, разработавший основы построения гармоничного общества, в котором нравственные обязательства правителей и чиновников являются приоритетными; Аристотель, который утверждал, что главной целью политики является общее благо и справедливость; И.Кант с его учением о моральном императиве; Ж.Ж.Руссо, которому принадлежат слова: «Все, что является нравственным злом, является злом и в политике», и многие другие мыслители.
На деле большинству из нас трудно провести некий моральный водораздел в расстановке политических сил в мире, по одну сторону которого окажутся честные и бескомпромиссные политики, для которых выработанные совместными усилиями лучших умов человечества моральные ценности — гуманизм, равенство и справедливость, свобода, честь и достоинство каждого человека — из сферы моральной философии перешли в область практической политики, а по другую сторону — продажные и коварные. Однако мы должны четко понимать, что на фронте борьбы за власть, как и на всех других фронтах, постоянно противоборствуют силы добра и зла, силы Света и тьмы. Именно поэтому предлагаем еще раз посмотреть на проблему обретения власти и ее использования, на проблему политического лидерства глазами человека, читающего и стремящегося применять в жизни Учение Живой Этики.
В книгах Учения, письмах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих имеется немало упоминаний о политических лидерах, истинных вождях народов, которые, будучи включенными в цепь Иерархии, трудились во благо людей, собирали земли, строили государства. Это царь Соломон, Перикл, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Акбар Великий, Тамерлан, Иоанн Третий Великий, Петр Великий, Наполеон Бонапарт, Ленин. На их примерах можно создать обобщенный портрет успешного правителя, а на посланных им испытаниях — отследить непростой путь вождя. Высокие Духи воплощались на Земле как правители для помощи человечеству, являя образец власти как великой жертвы, образец истинного служения и устремленности в будущее. «Все исторические примеры, начиная от Моисея, через Акбара, Леонардо, святого Сергия и множество подвижников, дают нам живые примеры переживания трудностей для лучшего будущего» (Н.К.Рерих. Письма в Америку).
Каковы же, согласно Учению, главные требования к вождю, без каких личных качеств невозможно истинное политическое лидерство?
Самое главное требование — выполнять Веления Высших Сил. Без водительства и поддержки Высших Сил, сказано в Учении, невозможно исполнить миссию и противостоять силам тьмы, добиться успеха в достижении поставленной цели. Поэтому вождь, прежде всего, «должен прикрепиться к Лестнице Мира Высшего». Но помощь Высших Сил дается не каждому, а только тому, у кого абсолютно чистое сердце. «Читали многие, как Давид вопрошал Силы Высшие. Он прибегал к этому Источнику, чтобы избежать лишних ошибок. Много таких примеров в истории разных народов. Каждый знает о них. Даже не нужно погружаться в древнее время, и в новейших событиях видны эти знаки Общения и Служения Великого. Но также знаем, что для Великого Общения нужно чистое сердце. Ничто нечистое не получит Общения, потому Символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца» (Напутствие Вождю, 4).
Внимал голосу Бога и легендарный царь Соломон, и поэтому был наделен особой духовной силой. Из доступных нам источников знаем, что удостоившись Великого Откровения, Соломон просил у Бога не богатства, славы и долголетия, а мудрости для успешного правления страной. «Мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притчи Соломона, VIII). Получив от Бога мудрость, которую он понимал как погружение ума в сердце, Соломон творил справедливый суд, чем снискал доверие и поддержку своего народа. Недаром выражение «соломоново решение» стало нарицательным. Заботясь о процветании своего государства, Соломон действовал как дальновидный и прагматичный политик, истинный дипломат, главной целью которого было обеспечить народу мир, покой и благополучие. Его правление характеризует то, что современным языком называется толерантностью — веротерпимость, уважение к культурным различиям, что и является залогом объединения людей вокруг Вождя. Время правления Соломона принято называть золотым веком Израиля.
Велика ответственность берущего власть, ибо этим он встраивает себя в цепь Иерархии. Недаром говорят, что власть — от Бога. История сохранила немало сведений о том, что в наиболее ответственные моменты принятия исторических решений правитель, действующий в интересах общего блага, получал Высшие советы и наставления. Но не все готовы были их выполнить, ибо тьма всегда нашептывает и искушает. Любое уклонение вождя с указанного пути ставит под угрозу выполнение высокой миссии. Некоторые из правителей, облеченных доверием Высших Сил, совершая роковые ошибки, бесславно завершили свой жизненный путь (как Наполеон). Люди должны понять, что им дается возможность пройти сечу и все теснины с помощью Высших Руководителей, но нужно не отринуть Руку Помощи. Нужно полюбить Руководителя всем сердцем. Не земными мерами способствует Руководитель, потому нужно чутко осознавать такую нить огненную (Мир Огненный, ч.III, 569).
Итак, вера, мудрость и справедливость — качества, необходимые правителю. Краеугольным камнем, основой мудрой политики является именно справедливость. Думаю, не случайно на картине Н.К.Рериха «Ярослав Мудрый» великий киевский князь — истинный строитель и просветитель народа русского, заложивший основы его культурного единства, изображен со свитком «Русской правды» — первым на Руси сборником законоположений, по сути, правовым кодексом. Вождь, согласно Учению, должен быть гарантом истинного правосудия, неотвратимости наказания за совершенное преступление, защитником слабых. Именно эти качества политического лидера и в современном мире обеспечивают ему доверие народа — главное, что нужно для успешного правления. Давайте вспомним, что Конфуций, будучи спрошенным о том, что нужно для успешного управления государством, ответил: деньги, армия и доверие народа. А без чего можно обойтись? Оказывается, можно и без денег, и без армии. Но без доверия нельзя!
В современном мире одобрение действий политической власти со стороны общества играет все более существенную роль. Мы хорошо понимаем, что те, кто обретают власть, становятся ответственными не за благо выдвинувшей их партии и свое собственное, а за общее благо. Аморальным является всякое злоупотребление властью, спектр которого в современном мире необычайно широк — от личного обогащения путем лоббирования интересов преступного бизнеса, коррупционных деяний и до использования печально известного административного ресурса.
Правитель должен быть неподкупен, «ибо не собирает земных богатств», говорится в Учении. Использование власти в целях личного обогащения — бич современной политики, еще более жестокий бич — коррупция. Слово «коррупция» происходит от латинского «corruptio» и означает «разрушать», «ломать», «уничтожать». Как в результате взаимодействия металлов с агрессивной средой происходит их разрушение — коррозия, так же в результате сращивания власти с преступным бизнесом, вследствие продажности государственных чиновников и политических деятелей, постепенно, но последовательно разрушается общество, прежде всего, его духовность. Коррупция разъедает души людей, калечит молодежь и поэтому является реальной угрозой для государства, лишает его будущего.
Борьба с коррупцией лежит в плоскости пересечения закона и морали. К сожалению, международный опыт борьбы с этим постыдным явлением свидетельствует о том, что самое совершенное законодательство, применение разнообразных силовых и экономических механизмов борьбы не являются гарантией полного устранения причин и следствий коррупции в сфере государственной политики. Поэтому неподкупность правителя является моральным императивом. «Можно ли удовлетвориться жизнью личного обогащения?», — спрашивается в «Напутствии Вождю». Дыхание собственности Учение называет ядовитым, отравляющим душу человека. Оружием в беспощадной борьбе Вождя с силами тьмы, постоянно искушающими его посулами богатств и роскоши, является умеренность, которую проявляли в жизни многие великие правители.
Понятно, что политика является средством завоевания, удержания и реализации власти, предполагающим применение силы и принуждения одних по отношению к другим, но эта сила, как уже говорилось, должна использоваться для утверждения справедливости, опираться на моральный авторитет правителя и доверие к нему народа.
Довольно часто правители, о которых упоминает Учение, в работах предубежденных историков, литераторов, публицистов представляются как жестокие тираны, злодеи, проливающие море крови невинных жертв. Оболганы пристрастными историками Тамерлан и Акбар Великий, Петр Великий и Ленин — те, кто великими усилиями и жертвами расчищали путь своего народа к светлому будущему, управляли сурово, по велению времени и обстоятельств принимали непростые решения, добивались их выполнения высокой ценой. Воистину, как сказано в Учении, «узка грань между мужеством и жестокостью. Лишь сердце Вождя знает, где эти грани». В исторической перспективе отчетливо виден результат реформаторской деятельности этих правителей, «дела их идут вслед за ними», и рано или поздно благодарные потомки по достоинству оценят подвиг истинных вождей, воздвигнут монументы, прославляющие их. Предвидя это, Е.И.Рерих писала: «Новое поколение русского народа … снова зазвучит на Заветы великих строителей и истинных Воспитателей Духа народного, как преподобный Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иоанн Третий, Петр Великий» (24 марта 1944 г.).
Так уже в наше время воздвигнут памятник создателю Российского государства Иоанну Третьему Великому, первому Государю Всея Руси, который твердой рукой поднял Русь из мрака политической раздробленности, междоусобиц и смуты, уныния и страха народа, бесконечных войн с соседями — ордынцами, литовцами и поляками, шведами и немецкими рыцарями. При этом он был истинным дипломатом, но действовал решительно, правил твердо и дальновидно, опираясь на заступничество Богородицы, на мудрость, на беззаветную преданность и поддержку своей супруги, Византийской царевны Софии Палеолог. Его пример свидетельствует о том, что сила — не главное в политике, обеспечивать объединение народа вокруг идей государственности, творить справедливый суд и защищать страну и народ от внутренних и внешних напастей — главные цели правителя страны. И в современном мире мы видим пример политического лидера, который, опираясь на высокое доверие своего народа, принимает и проводит в жизнь довольно жесткие политические решения, но их соответствие представлениям об общем благе и социальной справедливости обеспечивает успех их реализации, народную поддержку и высокое доверие.
Путь Вождя — путь Правды, сказано в Учении. Мы знаем, что сегодня главным ресурсом в политической борьбе являются не сила и деньги, а информация, распространяемая с помощью современных средств коммуникации. Современные последователи Макиавелли отлично помнят, как он определял главные цели политики, и стремятся к достижению целей любыми способами, в том числе и теми, что плохо согласуются с моралью. Недаром главный труд Макиавелли «Государь» еще в 16 веке был определен как написанный рукою сатаны, ибо именно в нем сказано, что для достижения политических целей хороши любые средства, а заданием политики является «правильное» разъяснение народу прошлого, руководство настоящим и прогнозирование будущего. Разъяснение прошлого сегодня часто осуществляется как бессовестное перевирание истории в угоду интересам аморальных политиков, а руководство настоящим — как манипулирование с помощью современных информационных технологий общественным сознанием.
Современная политическая действительность настолько сложна и противоречива, что ввести людей в заблуждение не так уж сложно. Знаем, что без использования социальных сетей ни одна цветная революция не имела бы успеха. Проведенные по единому сценарию, они сделали жертвами хаоса народы целых стран — Ирака, Ливии, Египта, Украины. При этом возбужденные сообщениями из соцсетей активисты становились первыми жертвами революций, использовались хорошо проплаченными организаторами-кукловодами как расходный материал. Молодые парни в балаклавах, крушащие на своем пути все, что попадется, стали символом этих революций и предвестниками безумия целых народов. В сказаниях об Армагеддоне указываются люди с закрытыми лицами — разве нечто подобное не происходит? Можно видеть, как постепенно весь мир надевает покрывало и поднимает руку на брата. Именно закрытые лица отмечают время (Братство, 118).
На примере Украины хорошо видно, куда могут завести доверчивый народ те, кто выводит его на баррикады, щедро раздавая лживые обещания прогрессивных реформ для блага народа. Под руководством и контролем США, для реформирования экономики страны, как и большинства других постсоциалистических стран, была избрана модель Вашингтонского консенсуса, которая предусматривала ускоренную приватизацию государственной собственности, либерализацию экономических отношений, прежде всего, либерализацию ценовой политики, реструктуризацию экономики и осуществление ее макростабилизации за счет жестких формальных ограничений денежной массы. Таким образом сводятся к минимуму задачи экономической политики, ограничивается роль государства как субъекта влияния на ход экономических процессов. Политическим оформлением этой доктрины стала идеология радикального либерализма.
Неадекватность концепции Вашингтонского консенсуса реальным потребностям экономического развития, ее теоретическая несостоятельность хорошо известна специалистам и неоднократно доказана практикой. Она давно уже стала символом и реальным инструментом навязывания международными финансовыми организациями своих интересов правительствам слаборазвитых стран. Коррумпированная верхушка этих стран, действуя по указке МВФ, предает интересы государства ради собственных меркантильных интересов. Заангажированные международным капиталом местные ученые, журналисты, чиновники активно пропагандируют преимущества указанной модели реформирования национальной экономики, продвигают ее в общественное сознание и практику хозяйствования. В результате «благодетели» добились своей цели — превратили высокоразвитую, в прошлом индустриальную страну в бедную, полностью зависимую от внешних финансовых вливаний, государство с несамостоятельной внешней и внутренней политикой. Впереди — только новые займы, транши, долговые обязательства страны и дальнейшее обнищание народа. При этом те, кто продолжают уверять народ в правильности избранного курса реформ, в необходимости затянуть пояса и переждать временные трудности, успешно достигли и своей цели — постыдного обогащения за счет ограбления народа.
И только просвещение, истинная борьба с невежеством могут поставить реальный барьер на пути политических манипуляций общественным сознанием в духе Макиавелли. И пока в мире нет серьезных гарантий независимости средств массовой информации, с одной стороны, и корпоративного кодекса этических норм журналистской деятельности, с другой, вопрос о защите общественного мнения от манипуляций остается открытым. Откровенный диалог политического лидера с обществом, регулярные публичные встречи с журналистами, блоггерами, другими представителями общественности являются сегодня эффективным средством формирования общественного мнения, обеспечивают правителю реальную поддержку народа.
Современная политика — это командная работа, впрочем, так было всегда: сподвижники, советники, соратники — люди, на которых можно опереться в принятии непростых решений и в их реализации, несомненно, являются важной составляющей успеха правителя. Вот что пишет Рихард Рудзитис о деятельности выдающегося правителя времен античности Перикла: «Перикл, имя Твое — символ Золотого века в истории Эллады! Ты — достойный удивления Вождь народа Афин. Образец гармонии ума и уравновешенности характера, идеал, изумляющий даже в стране классической гармонии. Твои реформы, твои победы и благословенные богами страдания, Твои возвышенные планы нового строительства государства — все достойно восхищения. Вместе со своей великой соратницей жизни Аспазией, благородным символом женской красоты, вместе со своими равными Прометею друзьями и группой сотрудников, Ты дал высокий расцвет культуре и философии. Как магнит Ты собрал вокруг себя ценности и силы, которые, поверх стремительного бега времени, еще и сейчас способны вдохновлять на героические и творческие подвиги» (Р.Рудзитис. Великие друзья человечества). История сохранила в веках не только имена соратников Перикла, но и сподвижников Акбара и Петра Великого, матери Чингисхана, супруги Иоанна Третьего, советников других великих правителей — тех, кто был облечен доверием и стоял рядом с Вождем, когда он принимал исторические решения, коренным образом изменившие не только судьбы народов и отдельных государств, но и всего человечества.
Хочу подчеркнуть, что в книге «Напутствие Вождю» изложены, говоря современным языком, научные основы кадровой политики правителя: как подбирать сотрудников, как планировать работу и распределять ее между исполнителями, как стимулировать качественное выполнение заданий и многое другое. Те правители, которые идут с оружием Света, должны также хорошо усвоить то, что сказано в Учении о предательстве.
На примере Перикла можно проиллюстрировать еще одно требование Учения к политическому лидеру: правитель не огорчается клеветой. Известно, что Перикл был, образно говоря, расстрелян ядовитыми стрелами своих врагов. А современная политика давно уже превратилась в войну компромата. Изощренные технологии лжи, наветов, порождающих недоверие, подозрения в незаконном обогащении, финансовых махинациях, злоупотреблении служебным положением, моральной нечистоплотности в личной жизни и т.п. — все это неблаговидное оружие активно используется в борьбе за власть. И правителю необходимо обладать еще более мощным оружием Правды, бесстрашием и психологической устойчивостью, а главное — иметь, как уже говорилось, чистое сердце, чтобы успешно отражать атаки врагов.
Вождь не должен бояться трудностей. У него нет страха, и нет слова «боюсь» в его словаре, — так писал Николай Константинович о великом реформаторе, собирателе и просветителе Индии, создателе Могольской империи Акбаре Великом. Н.К.Рерих называл его светлым объединителем и культурным правителем великой страны. Мудрый и дальновидный, Акбар стремился достичь процветания державы и благосостояния подданных, но, как и большинство смелых новаторов, «был оттенен большими врагами». В книге «Держава Света» читаем: «Великий император Акбар говорил всегда, что враги — это тень человека и что человек измеряется по количеству врагов». Об этом же упоминает Е.И.Рерих в «Криптограммах Востока»:
«Акбар, названный Великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вел список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя. “Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу”.
И еще говорил Акбар: “Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенен большими врагами”.
Так говорил Акбар, зная ценность врагам».
Итак, правильное отношение к врагам, устойчивость по отношению к их проискам — важное качество успешного правителя.
Для разъяснения феномена власти как жертвы в Учении также используется пример Акбара Великого:
«Мне ли говорить о власти?
Когда все глупое и когда все тщеславное
к власти устремляется.
Но Я говорю и утверждаю.
Но Наша власть иная —
Наша Власть — Жертва!…
Когда Акбар, названный Великим,
Слагал камни единения церкви,
Душа Его стремилась под дерево мудрости,
Где сходило Ему просветление,
Но Он все же остался на ступенях трона.
Зная, что есть подвиг,
Зная, что есть власть-жертва,
Если, утверждая завоевание, произнесете:
— Господи, да минет меня чаша сия! —
Значит, вы уже имеете право творить,
И дух ваш уже несокрушим» (Листы Сада Мории, ч.I).
Дело в том, что многие достойные люди, умные и образованные, которые могли бы с честью послужить Отечеству, не желают «пачкать руки политикой», в то время как проходимцы хотят попасть в эшелон власти любой ценой. Достойный человек, обретая власть, действительно должен принести в жертву личные интересы во имя общего блага, должен отказаться от многих житейских радостей, и все свое время, силы, способности посвятить служению!
Еще одним важным качеством успешного правителя является способность определять приоритеты в политике, которую принято разделять на внешнюю (международную) и внутреннюю, а последнюю — на экономическую, социальную, образовательную, культурную, правовую, военную и т.д. В условиях ограниченности ресурсов (финансовых, материально-технических, людских и др.) на каждом конкретном этапе развития государства и общества должно быть определено «главное звено», потянув за которое можно успешно решать всю цепь наболевших проблем.
Современные политологи во главу угла ставят успехи в развитии экономики, несмотря на очевидный факт: стремительный рост экономики в современном мире не только не сделал людей счастливыми, но породил множество трудноразрешимых проблем — социальное и имущественное расслоение общества, непреодолимую пропасть между богатыми и бедными, что в свою очередь порождает нелегальную миграцию, терроризм, эпидемии и многое другое. В ряду этих проблем особое место занимает глобальная проблема истощения природных ресурсов, изменения климата, разрушения озонового слоя, загрязнения воды, воздуха, почвы токсичными промышленными отходами. Земля уже исчерпала возможности самовосстановления природных ресурсов, вышла из равновесия и сотрясается ураганами, тайфунами, пожарами и землетрясениями, а правительства призывают наращивать темпы потребления, которое стимулирует дальнейший рост производства. И это в то время, когда, по утверждению экологов, более 90% произведенных товаров в течение полугода попадают на свалку. Показательным является факт присуждения Нобелевской премии по экономике за 2017 год Р.Талеру, профессору Школы бизнеса при Чикагском университете, экономическому советнику Барака Обамы. Его работа «Новая поведенческая экономика» посвящена вопросам стимулирования покупательской активности, по сути, способам обмана покупателя, потребителя услуг, отключения с помощью различных уловок и ухищрений его рационального мышления, погружения во власть эмоций, под властью которых он приобретает и приобретает, причем зачастую ненужные ему товары и услуги.
Совсем иначе расставлены приоритеты политической деятельности в книгах Живой Этики, где в качестве главного звена политики определено развитие образования, поддержка науки, культурное строительство. Борьба с невежеством, просвещение народа — главное в деятельности правителя. В книге «Напутствие Вождю» с первых параграфов даются наставления по образовательной политике: содержанию обучения, качеству преподаваемого знания, методике образования, обеспечению высокого социального статуса и ответственности учителя.
Почитание учителя, уважение к науке, всяческая поддержка людей искусства всегда характеризовали настоящих правителей. Даже те, кто не знали письма, окружали себя мудрецами-учеными, поощряли тех, кто нес народу красоту и свет истины, строили храмы, школы, обсерватории, собирали библиотеки и произведения искусства.
В заключение хочется сказать о том, что каждому из нас непросто, но крайне необходимо понять: народ на самом деле имеет таких вождей, каких он заслуживает. Совокупность моральных устремлений каждого из нас и всего народа создает общий моральный климат в обществе и формирует совокупность требований к тем, кого мы облекаем властью. Политические цели успешного лидера согласуются с общественными ценностями, интересами большинства членов общества, они являются результатом консенсуса и реализуются на принципе солидарной ответственности за состояние дел в государстве и обществе. Если каждый из нас будет устремлен в будущее, всегда будет помнить о человеколюбии, чести и достоинстве, необходимости трудиться для общего блага, то все преграды на пути согласования политики и морали будут уничтожены!
«Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии» (Напутствие Вождю).
2018 г.