Игорь Гриненко

ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Игорь Васильевич Гриненко — председатель Тернопольского общества Рериха, Украина.

 

В Учении Живой Этики, в трудах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих воспитанию отводится очень важная, если не главная роль. Само понятие эволюции предполагает образование, вся жизнь — творческий процесс, все взаимосвязано и взаимно обогащает друг друга. По сути, мы все учимся жить, познавать, и в этой нескончаемой цепи творчества ведущая роль принадлежит учителю.

О роли личности учителя в образовательном и воспитательном процессе было известно еще в глубокой древности. В «Апологии Сократа» Платон описывает диалог между Сократом и одним из его учеников. Ученик спрашивает учителя: почему, когда он приходит к нему в дом, ему сразу же лучше думается? А когда находится рядом с учителем, то у него обостряется мышление, память, восприятие, и он сразу все понимает? Этот эпизод подтверждает то, что не только слова, сказанные учителем, имеют значение, но и духовный потенциал учителя оказывает невидимое воздействие на ученика.

Всю глубину ответственности учителя за формирование личности ученика можно понять только тогда, когда сам вступаешь в бурный поток педагогического течения и идешь к цели, год за годом учась и уча других, познавая жизнь и мир. В процессе воспитания и образования нет мелочей, все является главным, и все приходит, когда любишь свою работу и искренне стремишься поделиться своими знаниями с окружающими, никогда не забывая, что каждый человек тоже чему-то учит тебя.

О высокой миссии учителя говорит Живая Этика, все мировые философские и религиозные учения. Поиск современной педагогической мысли отмечен многими достижениями: «Школа Радости», «Школа "Бодрая жизнь"», «Школа Френе», «Школа самоопределения», «Школа завтрашнего дня», «Школа Сухомлинского», «Школа Щетинина», «Школа жизни» Шалвы Амонашвили, который ставит задачи воспитания Благородного Человека, и другие.

В Живой Этике особая роль в деятельности учителя отведена воспитанию, которое должно идти впереди образования. Нельзя давать знания человеку с низкими моральными качествами, ибо можно получить настоящего монстра, который, не задумываясь, использует полученное знание во вред человечеству. Учитель же, должным образом подготовивший учеников, воспитавший из них достойных людей, принесет великое благо миру, ибо его воспитанники, со временем придя в разные коллективы, смогут создать центры гармонии и способствовать преображению людей, их согласию и единению.

На протяжении двадцати пяти лет я преподаю английский язык учащимся разного возраста: в школе раннего эстетического воспитания моим питомцам было от четырех до шести лет, в средней школе я вел детей от первого до одиннадцатого класса, на курсах интенсивного изучения английского языка некоторым моим слушателям было за шестьдесят, сейчас в университете занимаюсь со студентами. Таким образом я имел возможность наблюдать, как воспринимают материал ученики самой разной возрастной категории, и не раз убеждался в том, что подача и восприятие материала - это гармоничное слияние сердец в единый созвучный хор, в котором одинаково принимают участие и учитель и ученики, и если звучит хоть одна фальшивая нота, то соответственны и успеваемость, и результаты. Поэтому учитель, как и врач, не имеет права на ошибку.

За все годы работы мною были опробованы самые разные отечественные и зарубежные методики: Гарольда Пальмера, суггестивный метод Георгия Лозанова, коммуникативный метод Ю.И. Пассова и другие. Однако в процессе работы пришло понимание, что методика сама по себе не так уж важна. Не слова имеют значение, но духовный и нравственный потенциал как педагога, так и его учеников. «Главное воздействие не в словах, но в качестве напряженности нашего внутреннего огня».

Общеизвестно, что большая часть информации передается на невербальном уровне. Причем важны в этом процессе не столько мимика, жесты, особенности речи, сколько напряженность мысли говорящего и воспринимающего. Недаром слова названы кораблями мысли, и если ничтожен груз корабля, ничтожным будет и результат, воздействие всей речи.

При высоком духовном нагнетении учащиеся лучше воспринимают материал. Это неудивительно, ведь «не в насыщенности, но в напряжении заключается созидание», и «сила растущего напряжения может создать новую комбинацию». Кроме того, напряжение ведет к гармонизации группы. В напряженную спираль творчества должны быть вовлечены все присутствующие, это в равной степени относится как к детям и юношеству, так и к взрослым. «Устремление мысли дает импульс всем творческим начинаниям». Учитель должен быть своего рода дирижером, должен чувствовать каждого ученика и задавать ритм работы, используя весь набор педагогических приемов, но всегда с любовью. Тогда пробуждается интуиция, возникает сердечная взаимосвязь между учеником и учителем.

Долголетний опыт педагогической практики позволяет сказать, что активизации творческого процесса на занятиях более всего способствует атмосфера доверия и доброжелательства, когда ученик уверен, что никогда не будет унижен или осмеян, что его самые необычные мысли встретят поддержку и получат дальнейшее развитие. У него пробуждается уверенность в себе, в своих силах, развивается самодеятельность. Последнее имеет огромное значение для развития чуткости восприятия, что является мощным фактором приобщения к творческому процессу.

Когда наука переведет образный язык этических учений в плоскость строгой терминологии, подкрепленной лабораторными изысканиями свойств тонких энергий, тогда перед педагогами откроется новый мир.

Эпизодические попытки дать нестандартный урок или ожидание прилива вдохновения уступят место скрупулезному изучению методов развития памяти, наблюдательности, внимания, воображения и других качеств мышления учащихся. Устремленное напряжение, оформляющее мысль и дающее импульс творческому созиданию, не будет вызывать язвительного сарказма у коллег по работе. Мысль о том, что творчество есть «состояние магнита сознания» и что «вибрации сердца творят» позовет учителя осознанно искать способы пробуждения вибраций сердца у своих учеников, питая их лучшими образцами из великой сокровищницы мировой Культуры, побуждая их стремиться к прекрасному и высокому в своих мыслях, словах и поступках.

В Учении Живой Этики указывается, что все творчество строится на законе устремления. Высокие и благородные мысли учителя, увлекая за собой мысли учеников, вместе с ними творят ту особую атмосферу, которая переносит всех на иной план восприятия, понимания и решения поставленных задач.

К сожалению, в своем докладе я вынужден упомянуть и о негативных тенденциях, сложившихся в современной системе образования. Из-за отсутствия средств умирает сельская школа. Учителя вынуждены торговать или ехать на заработки. Как правило, закрыты бесплатные кружки технического творчества детей и юношества. И печальный список этот можно продолжить. Но не будем падать духом, будем трудиться, руководствуясь принципами новой школы, изложенными в Учении Живой Этики:

Обучение детей с возможно раннего возраста.
Обучение в низшей и средней школе, одинаковое для обоих полов.
Углубленное изучение естествознания: биологии, астрофизики, физики, химии, географии, а также прикладных знаний и ремесел, общего языкознания.
Удаление устаревших предметов и введение новых: «Изучение красоты жизни» (История искусств и знания), «Искусство мышления».
Изложение эволюционных мировых процессов, места Родины в мире.
Введение духовных бесед в духе различных религий в зависимости от состава учеников. Ознакомление с основами всех религий.
Уничтожение различий между гимназией, городской и деревенской школами. Единая для всех начальная школа, срединная школа и университет.
Отмена экзаменов и замена их самостоятельными работами учеников.
Исключение всякой политики.
Устремление сознания детей в будущее, развитие воображения.
Поощрение стремления детей к усовершенствованию жизни, к изобретательности.
Преподавание природы вещей как преддверие к Живой Этике.

Многие светила педагогики предлагают прекрасные советы и рекомендации, но лучше, чем сказано о воспитании в Учении Живой Этики, не скажешь — это воистину бесценный кладезь указаний, только необходимо их верно применять. Поиск новых путей, оригинальность мыслей и поступков учителя мощным магнитом притягивают к себе учащихся. «Счастье учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно».

 

НАЗАД  НА СТРАНИЦУ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА"