Гунта Рудзите
ПАКТ МИРА И БОРЬБА ПРИБАЛТИЙСКИХ ОБЩЕСТВ РЕРИХА ЗА ЕГО ПРИНЯТИЕ
Гунта Рудзите — президент Латвийского общества Рериха.
В двадцатые годы прошлого столетия в Риге вокруг Владимира Шибаева, впоследствии ставшего секретарем Николая Константиновича Рериха, образовалась группа людей, изучающих Указания Восточного Учителя. По примеру эзотерических организаций того времени эта группа была названа Ложей — Ложей Мастера.
Что заставило небольшую группу людей, сокровенную Ложу стать осенью 1930 года открытым для всех официальным обществом? Должно быть, нечто очень важное. Ведь Феликс Лукин, который руководил Ложей с 1928 года, после отъезда Шибаева в Индию, неоднократно распускал разрастающуюся группу и приглашал вновь только серьезно подходящих к делу, чтобы Ложа не превратилась в клуб любопытствующих.
Н.К.Рерих в 1929 г. после Центральноазиатской экспедиции обращается к Георгию Шкляверу, доктору международного права и профессору политических наук Парижского университета, с просьбой разработать проект Пакта Мира, чтобы, по словам самого Николая Константиновича, «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества».
«Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество».
«Должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено такое количество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищ, творений человеческого гения». Но еще больше нужен Пакт в мирное время.
Мы знаем, что перед основанием Общества летом 1930 года состоялась встреча Феликса Лукина с Николаем и Юрием Рерихами в Париже - по их приглашению. О чем велись разговоры, мы уже не узнаем, но не вызывает сомнения, что одной из главных задач нового Общества была борьба за принятие Пакта Мира и Знамени, предложенного Рерихом накануне. Новому Обществу было дано название: Латвийское общество друзей Музея Рериха в Нью-Йорке.
Борьбу за Пакт Мира в начале 30-х годов координируют Нью-Йоркский Музей Рериха и Лига Культуры. Только после предательства Эстер Лихтман и Луиса и Нетти Хорш в 1935 году каждое общество предпринимает самостоятельные шаги в этом направлении, конечно, под руководством Елены Ивановны и Николая Константиновича. Но до этого еще будут конференции в Бельгии, в Брюгге в 1931 и 1933 годах, куда свои приветствия послало и Латвийское общество Рериха. Карлис Стуре, сменивший Феликса Лукина на посту руководителя Общества, обращается в различные инстанции в Латвии и получает поддержку самого Президента Латвии Альберта Квиесиса. Квиесис становится почетным членом Музея Рериха в Нью-Йорке, посылает туда благодарность, пишет о поддержке Музея со стороны Латвийского управления охраны культурных памятников.
Труднее получается с церковью. Рерих посылает статью «О культуре и мире моление», чтобы она была зачитана во время богослужения во всех церквях Латвии. Это удалось бы, если бы обращение было адресовано лишь к главной евангелической лютеранской церкви, или хотя бы только к православной. Но общая молитва была произнесена лишь после многих страданий — Второй мировой войны, 50-летней оккупации, страхов и жертв путча 1991 года. Вместе с разными национальностями Латвии дружески сливаются в одной молитве и все церкви. И сейчас уже никого не удивляют четыре серьезных лица за одним столом на телевидении: архиепископ лютеранский Ванаг, католический кардинал Пуят, епископ баптистов Штерн и православный архиепископ Алексей.
С мая 1936 года Обществом руководит Рихард Рудзитис. До этого его статьи на тему Пакта Мира появлялись в центральных латышских газетах, журналах, а в 1935 году вышла книга «Николай Рерих — Водитель Культуры», главной темой которой был Пакт Мира. Но теперь начинается самая трудная полоса борьбы Общества за Пакт. Правительство Альберта Квиесиса не успело принять Пакт, а последующие власти не так охотно откликаются на эту идею. Руководитель управления охраны памятников культуры Латвии Францис Балодис, давно знакомый Николаю Константиновичу, даже откровенно заявляет: «Зачем нам бороться за принятие Пакта? В Латвии защита памятников культуры существует с XVII века, со шведских времен она на высоте».
Лишь теперь, когда открылись спецфонды архивов — а Политуправление независимой Латвии и НКВД всегда были весьма дружны, ведь свой своего понимает, — открылось и то, что и английское, и немецкое правительства по дипломатическим каналам оказали давление на латвийское руководство, чтобы оно не приняло Пакт Рериха.
Германия уже готовилась к войне, там росло фашистское движение, и Пакт был бы помехой. Великобритания утратила былую славу и величие и боролась за сферы влияния в Монголии и Тибете. Имя Рериха, столь известное на Востоке, казалось ей опасным. Британцы не различали духовную власть от физической, ведь каждый судит по себе. Даже дружба Агвана Доржиева с Николаем Рерихом казалась им опасной - Доржиев и Рерих вместе строили буддийский храм в Петербурге. Тем более Англии внушала подозрение экспедиция Рериха в Тибет и Монголию, где ему открывались сердца местных людей.
Даже меня, мало знающую все тонкости дипломатии, поразили масштабы движения Пакта, когда я просматривала относящиеся к нему документы. В объемистом двухтомнике начала 30-х годов, кроме документов на языке оригиналов, были помещены 250 приветствий Пакту Рериха и Знамени от самых разных организаций, известнейших людей всех стран мира, даже из Аргентины и Новой Зеландии, не говоря уже о Германии и Франции. Правда, Англия воздержалась, присутствовала лишь Ирландия. И поразило, что всего через несколько лет на конференции по Пакту в Вашингтоне в 1935 году Пакт поддержали лишь Соединенные Штаты Америки и Латинская Америка. Не удивительно, что Гитлер и Сталин осмелились провести передел мира.
Но о враждебной деятельности Англии и Германии Рерих и Латвийское общество только смутно догадывались. После ряда неудач в 1937 году была предпринята попытка объединить действия Обществ Рериха Латвии, Литвы и Эстонии.
В Литве Общество Рериха было основано в мае 1935 года. Елена Ивановна и Николай Константинович просили Феликса Лукина, а затем Рихарда Рудзитиса взять шефство над новыми обществами в Литве и Эстонии. Феликс Денисович на международных конференциях врачей давно познакомился с прекрасным врачом, теософом и астрологом Надеждой Павловной Серафинене из города Скуодас (Литва). Она создала группу последователей Учения и впоследствии организовала Общество. В столице Литвы Каунасе (Вильнюс тогда находился в составе Польши) уже была сильная стабильная группа изучающих Живую Этику под руководством знатока Востока, директора издательства Большой Литовской энциклопедии Бронюса Вайтекунаса. Он посылает друзей на учредительное собрание Общества, но сам остается в стороне. Открытое для всех Общество кажется ему кощунством. Он насмотрелся на литературные и другие клубы, где люди попивают кофе и что-то более крепкое, разглагольствуя о высоких материях. В его коммуне последователей Живой Этики была железная, подчас «католическая» дисциплина, исповедание «грехов», но и поиски параллелей с жизнью, воплощение Учения в жизнь. Вайтекунас в Общество не записался, так что руководить Обществом пришлось самой Серафинене. Но она жила не в Каунасе, что мешало работе. Позже по присланным фотоснимкам членов Общества Елена Ивановна и Николай Константинович выбрали руководителем человека с самой чистой аурой — остальное приложится - музыкальную Юлию Монтвидене. Она переписывалась с Еленой Ивановной, поддерживала тесную связь с Латвийским обществом и Рихардом Рудзитисом.
Многие члены Литовского общества активно включаются в борьбу за Пакт Мира. Среди них можно отметить художника Петраса Тарабильду. Слишком горячий, он скорее мешает, чем помогает. Но чистота и обаяние Юлии Монтвидене побеждают очерствевшие сердца политиков Литвы. Министр иностранных дел Стасис Лазорайтис полностью разделяет мысли о Пакте Рериха. Проводятся различные мероприятия, выходит книга о Пакте на литовском языке.
В Эстонии созданию Общества имени Рериха препятствовало то, что среди последователей Николая Константиновича были группы художников, не всегда имеющих общие взгляды. В большинстве случаев это были русские эмигранты, например, Кайгородов и другие.
Группа молодого энтузиаста Павла Беликова, изучающая Живую Этику, была слишком малочисленной. Кроме него и его жены Галины Васильевны, туда входило всего несколько человек.
Но все-таки в Эстонии понимали значение Пакта Рериха. Притом помощь пришла с неожиданной стороны - от брата президента Литвы Константина Пятса, вице-министра по делам культуры и искусства Владимира Пятса. Он создал Комитет Пакта Рериха, и благодаря этому Пакт поддержали большинство выдающихся художников Эстонии.
Весною 1937 года по инициативе Латвийского общества Рериха была предпринята попытка объединить усилия трех Рериховских организаций Прибалтики. В апреле были собраны подписи именитых культурных деятелей Латвии, Литвы и Эстонии (в Риге было собрано 80 подписей). Рихард Рудзитис пишет в дневнике: «Художники и писатели, все подписывают Пакт, искренно подходят к этой идее» (18.04.37).
Общий Меморандум с подписями был внесен на рассмотрение Конференции министров иностранных дел трех Прибалтийских государств в мае 1937 года в Каунасе. Меморандум был отклонен Латвией и Эстонией и принят только Литвой, но великим делом было уже то, что он был включен в повестку дня и был обсужден. 4 мая 1937 года Николай Рерих пишет: «Вам удалось совершить огромный шаг, приобретя общественное мнение. В конце концов, совершенно неважно, по каким правительственным перипетиям будет кататься Пакт. Прежде всего, общественное мнение должно принять его и осознать значение охранения культурных сокровищ. Такое приобретение общественного мнения послужит и для развития Общества вообще. Из более или менее закрытого вам удалось выйти на широкую общественную арену».
И Рудзитис это уже сам понял. 17 апреля он отмечает в своем дневнике: «Если на конференции Прибалтийских государств Меморандум не будет иметь успеха, все-таки воздух накален, теперь все представители культуры знают, что существует в мире такой Рерих, который стоит и борется за культуру».
Также в октябре 1937 года на конференции Прибалтийских обществ Рериха были прочтены доклады о Пакте Мира. Впоследствии выступления на эту тему вошли в традицию как нашего Общества, так и всех Прибалтийских обществ Рериха. Например, в год 125-летнего юбилея Николая Рериха в 1999 году была отмечена также годовщина Пакта Рериха. 16 апреля в Государственном музее состоялся вечер на высшем дипломатическом уровне, в котором приняли участие послы, министры, пресса, представитель Латвийского бюро ЮНЕСКО Даце Нейбург и представитель ЮНЕСКО из Соединенных Штатов Америки. Речи произнесли не только директор музея и вице-президент нашего Общества Янис Зиемелис, но и нынешний президент Латвии Вайра Вике-Фрейберг, тогда еще директор Латвийского института, и не часто мне приходилось слышать такой содержательный доклад о Рерихе и культуре. Над входом в Музей реяли огромные Знамена Мира. Наше Знамя развевалось над всем городом в течение целого месяца: над Национальной библиотекой, классической гимназией, Новой Гильдией. К этой дате было приурочено и присвоение одной из улиц Риги имени Николая Рериха. Она расположена в центре города, в районе посольств, и соединяет Российское посольство со старым зданием Общества на Елизаветинской улице.
По проекту Рериха над всеми охраняемыми объектами должно развеваться Знамя Мира. Но, к сожалению, Гаагская конвенция 1954 г. приняла знак в виде щита, разделенного по диагонали на синие и белые треугольники и ромб, при этом вершина синего треугольника направлена острием вниз, что является символом инволюции и тьмы. Как видим, знак, принятый Конвенцией, неэффективен и мало применяется.
Теперь, когда войны приняли другие обороты, не помогут ни малые, ни большие сине-белые щиты. Необходимо снова поднять вопрос о принятии Знамени Мира, Знамени духовной эволюции в неразрушимом родстве времен и религии, искусства и науки, как неделимого целого. И, прежде всего, общественное мнение должно принять его и осознать значение охранения культурных сокровищ.
Для Знамени Мира Рерих выбрал древний общеизвестный знак, который он встречал и на священных камнях безбрежных монгольских степей, и в старинных церквях Европы — три соприкасающихся круга, образующих треугольник, знак эволюции. Их окружает кольцо вечности.
Три соприкасающихся круга - единство времени: прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое и будущее не только не исключают друг друга, — говорит Н.К.Рерих, — но наоборот, лишь взаимоукрепляют... Будущее в своей беспредельности окрыляет и вдохновляет. И вообще, разве можно не любить будущее? Разве прошлое не является чудесными вратами к тому будущему достижению?» Но это и три неделимые составные части культуры — наука, искусство и их душа — философия-этика, или религия. Эти круги — и три мира, физический, ментальный и духовный, или огненный, к которому нас ведут религия и Великие Учителя. На белом фоне мира знаки изображены малиновым или рубиновым цветом — цветом сострадания и мужества, на Востоке это краски Сердца. В левом углу знамени, указывая на сходство, Н.К.Рерих начертил небольшой Красный Крест.
Знамя Мира — это Знамя Мировой Эволюции, поэтому его значение будет возрастать. И самое главное — Знамя Мира должно быть принято в сердце и в действии. «Для нас Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но, может быть, еще более нужным каждодневно, когда без грохота пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры».