МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 
«КУЛЬТУРА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» 
14 апреля 2007 года, г.Минск, Беларусь 

 

ЕЛЕНА ТАРАСЕНКО 
директор Института Мысли имени Юрия Рериха

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПАКТА РЕРИХА:
МЕЦЕНАТСТВО КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ 
ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

 

Кто из нас, поднимая взор к мерцающему звездному небу или белым облакам, не замирал в восторге? Красиво не только пространство — красива наша планета, ее величественные горы, океаны, леса и степи, красивы и творения рук человеческих. И действительно, если человека окружает красота — он здоров, он красив не только физически, но и духовно, красивы его дела, он счастлив по-настоящему. 

Сегодня хочется говорить о светлом, красивом и вечном, о людях, умеющих не только создавать и ценить прекрасное, но и защищать его. Также хочется обратить внимание на уникальную роль культуры, этики и гуманизма. Несомненно, в недалеком будущем мир преобразится, этические принципы станут основным законом в любой сфере человеческой деятельности, и не чиновники и политики, но мощная культура будет определять жизнь человека на планете. Желаем мы это признать или нет, но судьба человечества зависит от того, изменится ли сознание человека, воспримет ли он высокие идеи культуры, гуманизма и единения народов. 

Елена Ивановна Рерих писала: «Человечество не может превратиться в роботов цивилизации, оно не просуществует и нескольких столетий. Высшие центры жизни замолкнут и оявятся на отмирании лучших способностей к прогрессу нашего внутреннего существа. Должно осознать, что без корней и основ ничто стоять не может, потому Основы Культуры, Гуманизма должны быть охраняемы в первую очередь в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьбы многих стран, а может быть, и существование всей планеты — в руках самого Человечества»[1]. 

15 апреля этого года мы отмечаем семьдесят вторую годовщину со дня подписания Пакта Рериха — первого в истории универсального договора по защите культуры. Этим договором великий художник и мыслитель двадцатого века Николай Рерих положил начало новой отрасли международного права, и фактически началась новая эра в истории Земли — Эра Культуры. Да, действительно, есть особые события, которые определяют развитие целой эпохи. В 1920 году человечество получило Новое Провозвестие — Учение Живой Этики, где изложены космические законы, указания и советы по строительству нового мира. В Живой Этике также указана ведущая роль женщин в новом строительстве, ибо наступившая эпоха является эпохой женщины. 

В чем же основные идеи Пакта? Сам Николай Константинович отмечал: «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество»[2]. О Знамени Мира, которое, согласно положениям договора, должно защищать охраняемые объекты, инициатор Пакта писал: «Это международное Знамя для охраны красоты и науки ни в коем случае не может умалить чьих-либо интересов и не может дать повода к каким-либо недоразумениям. Напротив, оно возвышает всемирное значение эволюционных открытий так, как будто человеческие сокровища были вновь созданы, и в целом мы этим сильно подвигаемся по пути прогресса и мира. И этим понимание творческого стремления к миру становится более реальным. Больше всего другого этот хранитель мира напоминает всем о необходимости оставить след культурных сокровищ в мировой летописи»[3]. 

Главная идея Пакта Рериха заключается в безусловной охране всех сокровищ человеческого гения, всех исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений, как во время войны, так и в мирное время. Но не менее важен внутренний, духовный аспект договора, в котором заложено беспредельное совершенствование человека и общества путем познавания, созидания и красоты, путем служения их Великой Матери — Культуре. 

Безусловно, такие огромные задачи под силу только государственным органам, но для полной реализации идей Пакта Рериха необходимо самое широкое участие и поддержка общественности — и общественных организаций, и частных лиц. Причем совершенно неважно, кто человек по профессии, чем он занимается, — важно его духовное наполнение, нравственные принципы, т. е. культура — этика жизни. История знает достаточно примеров, когда люди самых разных сословий спасали сокровища культуры, и во многом благодаря меценатам существуют прекрасные дворцы, художественные галереи, многие шедевры мирового искусства. У нас сегодня в зале присутствуют представители различных профессий — журналисты и писатели, преподаватели и предприниматели, и всех нас объединяет желание нести в жизнь красоту, культуру, делать добро. По роду деятельности каждый из нас общается с разными людьми, городами и странами — это дает возможность знакомиться с культурой, традициями различных народов и, в свою очередь, делиться достижениями своих стран, взаимно дополняя и духовно обогащая друг друга. 

Меценатство в наших странах имеет давнюю традицию. В широком значении слова меценатом — покровителем наук и искусств — можно назвать и коллекционеров, собирателей и хранителей прекрасного. В недавно вышедшем энциклопедическом словаре с одноименным названием только за период 1700–1918 гг. упоминается более двух тысяч меценатов и собирателей произведений искусства — императоров, представителей аристократии, дворянства, купечества, чиновников и даже крестьян. 

Император Петр Великий был основателем Кунсткамеры, первого в России государственного музея. Один из лучших музеев мира — Эрмитаж — создан на основе личной коллекции императрицы Екатерины Второй. Крупнейшими меценатами, основателями большого числа ныне существующих музеев были известные фабриканты и промышленники — Третьяковы, Морозовы, Щукины, Мамонтовы, Терещенко. К примеру, коллекции семьи Терещенко стали основой четырех киевских музеев — Тараса Шевченко, Национального художественного, Русского искусства, Западного и Восточного искусства. Одна из лучших мозаик Н.К. Рериха — «Покров Богородицы» выполнена по заказу известных меценатов, промышленников Голубевых для церкви, построенной ими в своем имении Пархомовка под Киевом, известно также сотрудничество великого художника с меценаткой княгиней Марией Тенишевой, построившей церковь в Талашкино под Смоленском. Известными меценатами в Белоруссии также были представители знатных родов — это Радзивиллы, Сапеги и многие другие. 

Меценатство — поистине уникальное явление. Оно спасает не только произведения искусства, но и душу самого благотворителя, вносит имя человека в историю. Вспомним хотя бы Медичи, флорентийский род, игравший важнейшую роль в средневековой Италии. Медичи основали одну из крупнейших в Европе торгово-банковскую компанию, и в течение трехсот лет правили Флоренцией. И кого же из них помнит человечество? — только Лоренцо Великолепного, мецената, способствовавшего развитию культуры Возрождения. Нужно отметить, что и сам Лоренцо Медичи был поэтом и прекрасно разбирался в искусстве. 

Для того, чтобы стать настоящим меценатом, недостаточно выделять какие-то средства на поддержку искусства и науки. Нужно жертвовать щедро — от сердца. Вспоминаются слова пророка Магомета: если Бог даровал кому-то богатство, но этот человек не платит закят — не жертвует на благие дела, то в Судный день его деньги превратятся в змея с белым пятном на голове и двумя клыками. И этот змей обовьется вокруг шеи скупца, и сомкнет челюсти свои, и скажет ему: «Я — богатство твое, я — твое сокровище». 

К сожалению, после 1917 года благотворительная деятельность у нас практически исчезла, и возобновилась лишь в конце столетия. В одном из своих выступлений президент России Владимир Путин отметил: «Мы с благодарностью вспоминаем подвижничество меценатов прошлого, но и в новейшей истории России есть множество примеров благотворительных проектов, направленных на укрепление физического и духовного здоровья нации, на сбережение бесценных сокровищ нашей культуры. В последнее время российский бизнес все активнее участвует в благотворительных программах, что свидетельствует о возрождении лучших принципов и традиций деловой этики». 

В настоящее время в России успешно действует Международный Благотворительный Фонд «Меценаты Столетия», который объединяет усилия мирового сообщества в деле развития благотворительности и меценатства. Фонд интегрирует волю всех добрых людей мира, направленную на духовное совершенствование мировой цивилизации благодаря бескорыстному вкладу меценатов и благотворителей в развитие культуры, искусства, науки, в создание социальных ценностей, в решение проблем конкретного человека, нуждающегося в поддержке и понимании. 

9 сентября 2006 года в древнем городе Новозыбкове Брянской области, который находится на границе России, Белоруссии и Украины, открылся первый архитектурно-парковый комплекс «Добрый Ангел Мира», который увековечил имена 2,5 тысяч меценатов и организаций, поддерживающих благотворительную деятельность. Это первое в мире монументальное сооружение, где запечатлены имена меценатов и благотворителей разных эпох и народов. Среди них главы девяти государств, более 30 послов, руководители свыше 50 городов, около 30 губерний, политики, бизнесмены, общественные деятели и деятели культуры. Все современники — лауреаты наград фонда «Меценаты Столетия». В числе почетных меценатов современности — патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный патриарх-католикос всех армян Гарегин Второй, президенты Армении, Беларуси, Таджикистана, Киргизии, главы Северной Кореи, Сербии, Кот-д’Ивуар. 

В начале 2006 года фонд «Меценаты Столетия» принял решение о присвоении городу Минску высшей награды — Рубинового креста и о создании в белорусской столице архитектурно-паркового комплекса «Добрый Ангел Мира». Такие памятники планируется создать еще в пятидесяти городах мира. 

Невооруженным глазом можно видеть, каким серым стал современный мир. Исчезла радость, нет улыбок на лицах прохожих. Даже в трудные, голодные послевоенные годы люди были более радостны — достаточно посмотреть кинохронику, документальные фильмы, чтобы убедиться в этом. Псевдоискусство и псевдокультура, которые подменили истинную культуру, разрушают души людей, их мораль, семейные и социальные ценности, и человек задыхается без красоты, и вопиет, и ищет пути спасения. Только не было бы слишком поздно, лишь бы волны хаоса не захлестнули последнюю пристань, и люди вовремя успели на корабль культуры, который единственный непотопляем в этом мире лжи и невежества. Ибо сказано: «Культура вовсе не модное, стильно фешенебельное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции»[4]. 

Мир, культура и знание — это самое необходимое для совершенствования человека, для построения светлого будущего, для сохранения жизни на земле. Созидательный труд и служение прекрасному дадут благо народам. Но чтобы возвести все эти опоры духа, необходимо осознать подлинные сокровища и научиться ценить и охранять их. Врата Мира можно открыть, служа Культуре. 

Комитет Единения Народов под Знаменем Мира и организация «Звезды Гор», которые я имею честь представлять, занимаются вопросами охраны культуры, в них входят представители нескольких стран. Мы проводим семинары, круглые столы, конференции, посвященные культуре и Живой Этике, издаем книги по этой тематике. Есть у нас и свой печатный орган — научно-художественный альманах «Звезды Гор», сайт в интернете, который посещают люди со всех континентов, от Буэнос-Айреса до Пекина. И главным для нас является утверждение в жизни идей Пакта Рериха в полном объеме, так, как это задумали и завещали нам Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, другиня, соратница и вдохновительница великого художника. 

Как известно, в 1935 году Пакт Рериха подписали страны Северной и Южной Америки, после войны — Индия и еще несколько стран Азии, причем в текст документа вошли не все предложения Н.К. Рериха. Европа, которая больше всех страдала на протяжении последних столетий от войн, так пока еще и не приняла Пакт. Наш Комитет изменил Преамбулу и дополнил текст Договора 1935 года статьями, которые были изъяты из проекта, разработанного Н.К. Рерихом, и предложил уточненный, более полный проект Пакта на обсуждение широкой общественности. Новый проект был одобрен Международной конференцией «Знамя Мира. Актуальность Пакта Рериха для охраны сокровищ мировой культуры в XXI веке», состоявшейся в 2003 году в Карпатах (материалы конференции опубликованы в пятом номере альманаха «Звезды Гор» и выложены на нашем сайте). 

Дорогие друзья, когда мы начинали наше движение по продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира, мы и представить себе не могли, сколько единомышленников появится у нас по всему миру, сколько откликов мы получим, и как разрастется деятельность. Все больше людей, включая юристов-международников и государственных деятелей, понимают, что идеи Николая Рериха намного опередили свое время, что только их применение спасет мир, и что знание, искусство, культура — единственный надежный щит от братоубийственных конфликтов, терроризма, религиозной нетерпимости, и единственная основа справедливого миропорядка. И мы верим, что уже очень скоро Пакт Рериха будет принят всем мировым сообществом. 

Зажигайте сердца — говорил Николай Рерих. Пылающие сердца очищают и освещают нашу планету. 

Fiat Lux — Да будет Свет! 

 

[1] Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т.3. – М.: Сфера, 1996. – С.319.
[2] Н.К.Рерих Листы Дневника. Т.3. – М.: МЦР, 1996. – С.610–611.
[3] Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т.2. – М.: Сфера, 1996. – С.139.
[4] Е.И.Рерих, Н.К.Рерих, А.М.Асеев. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т.2. – М.: Сфера, 1996. – С.118.

НАЗАД  НА СТРАНИЦУ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА"