МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА
«ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ — СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ НАРОДОВ ЗЕМЛИ»
14 апреля 2004 года, г.Минск

 

ЕЛЕНА ТАРАСЕНКО

РОЛЬ ПАКТА РЕРИХА И ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИИ В ОХРАНЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
 

14 мая 2004 года мировая общественность отмечает 50-летие подписания Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Конвенция сыграла большую роль в деле охраны культуры, в первую очередь тем, что она привлекла внимание государственных и общественных деятелей многих стран к делу охраны культуры. Ведь давно замечено — сначала разрушают культуру, потом уничтожают жизнь. Но не следует думать, что проблема охраны культурных сокровищ встала перед человечеством лишь в XX веке. Уже в законах царя Вавилонии Хаммурапи, во втором тысячелетии до н.э., встречаются сведения об охране исторических памятников. Древнегреческий историк, политик и военачальник Полибий во II веке до н.э. в своем труде «Всемирная история» выразил надежду, что в будущем народы не будут обогащаться за счет грабежа других народов, украшать свои страны чужими сокровищами и произведениями искусства. В России на государственном уровне охрана памятников древности была начата в указах Петра I в XVIII веке. К сожалению, в восемнадцатом столетии возникло и такое понятие, как вандализм, которое означает бессмысленное массовое уничтожение культурных ценностей.

Положение о защите культурных памятников можно встретить в Брюссельской декларации о законах и обычаях войны 1874 года, в Заключительном акте Берлинской конференции от 25 февраля 1885 года, в документах Первой (1899) и Второй (1907) Гаагских мирных конференций. Из принятых позднее международно-правовых соглашений, имеющих отношение к защите культурных ценностей, можно отметить конвенцию, подписанную в Сен-Жермен-ан-Лей 10 сентября 1919 года и договор о запрете войны как средства национальной политики (Пакт Бриана-Келлога), подписанный в Париже в 1928 году.

Но первым международным документом относительно охраны культурных ценностей как во время войны, так и в мирное время стал Пакт Рериха — Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, принятый 15 апреля 1935 года. Именно он лежит в основе Гаагской конвенции 1954 года. Пакт Рериха заложил основы новой отрасли международного права по охране культурных ценностей. В нем был провозглашен принцип безусловной защиты культурного достояния и утверждено Знамя Мира в качестве охранного знака культуры.

Тщательный анализ положений Пакта Рериха говорит о том, что эти идеи обогнали время и актуальны ныне как никогда. Пакт Рериха гарантирует безусловную защиту любого объекта, имеющего отношение к образованию, науке и культуре, будь то музей, сельская школа или библиотека, исключая так называемую военную необходимость, и предусматривает неприкосновенность сотрудников этих учреждений, в то время как Гаагская конвенция предусматривает защиту памятников лишь общемирового значения и позволяет уничтожение культурных памятников в случае так называемой военной необходимости. Подобный приказ может отдать даже командир батальона, но разрушение памятников культуры недопустимо и не может быть оправдано никакими соображениями.

Общество устало от разрушений и потрясений, но само по себе ничего не произойдет, охрана культуры — долг каждого цивилизованного человека. Мы полагаем, что пришло время для принятия нового договора о защите культуры всеми странами мира. Комитет приглашает к обсуждению проекта Пакта Рериха (в новой редакции) как специалистов, так и представителей общественности, всех тех, кто готов на деле поддержать идею защиты культурных сокровищ человечества.

 

НАЗАД  НА СТРАНИЦУ "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА"