Леопольд Цесюлевич. «Юрий Рерих». Холст, масло. 69х98. 2012.

Леопольд Романович Цесюлевич (1937–2017), заслуженный художник России, ученик Рихарда Рудзитиса и переводчик его трудов. В 1957 году имел счастье лично видеть Юрия Николаевича Рериха. Позже Леопольд Романович так вспоминал об этом знаменательном событии, во многом определившем его дальнейшую судьбу:

«Встреча состоялась 4 сентября 1957 года в Москве. Юрий Николаевич наконец вернулся на Родину. Вместе с Рихардом Яковлевичем и Гунтой Рихардовной я пришел к нему в его новую, только что полученную квартиру на Ленинском проспекте. Беседовал Юрий Рерих в основном с Рихардом Рудзитисом. Мне же он дал посмотреть крупную монографию о творчестве его отца, Николая Константиновича, — “Himalaya” на английском языке. Я сижу, прислушиваюсь к разговору, листаю книгу с репродукциями очень сильных, впечатляющих горных пейзажей Гималаев, и посматриваю на Юрия Николаевича. Хотелось все время смотреть только на него. Я, конечно, понимал, что нельзя так в упор всматриваться человеку в лицо, изучать его, но сознание мое говорило, что ведь теперь исключительный момент моей жизни, что я у этого выдающегося человека. И нельзя упустить важного мгновения. И я позволил себе так подольше и внимательно взглянуть на его лицо. И в уме я отметил, что лицо на редкость прекрасное, и красота его — не просто обычная телесная гармония и правильность черт, хотя есть и это, но что я вижу перед собой редчайший случай того эффекта, о котором я уже знал, а именно, что духовно возвышенный человек, наполненный психической энергией высокого качества и чистыми устремлениями, так насыщает этой благой силой все клетки физической материи своего тела, что она располагается в прекрасную, неземной красоты гармонию. И лицо не только красиво само по себе, но и создается впечатление, что оно совершенной чеканной ясности и светится изнутри. Красота эта неотразима и особо привлекательна. …

Да, изображения духовно возвышенных лиц должны светиться изнутри, ибо красота духа превосходит физическую красоту.

Тогда же, при этой первой встрече с Юрием Рерихом, он мне убедительно советовал после окончания Академии художеств переехать на Алтай. Его совету я внял, и в 1963 году приехал жить и работать в Барнаул».